Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" (далее - Заявитель) на действия МКУ Администрация Оханского городского поселения (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул. Подвойского и ул. Волкова в г.Оханск (изв.N 0156300032716000010),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300032716000010 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул. Подвойского и ул. Волкова в г.Оханск.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 названной статьи).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В ч. 5 ст. 31 Закона о закупках установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, из которых следует необходимость их установления при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, и в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (п. 2 Приложения N1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4.02.2015 г. N 99).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является ремонт автомобильных дорог по ул. Подвойского и ул. Волкова в г.Оханск.
Работы, включенные в объект закупки, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) относятся к коду 43.
Таким образом, в данном конкретном случае, с учетом объекта закупки, с учетом начальной (максимальной) цены контракта - 23 899 254,00 руб., Заказчик обязан установить следующие дополнительные требования к участникам закупки: требование наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также Заказчик обязан установить требование о предоставлении (в составе второй части заявки) следующих документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Не установив поименованные выше требования, Заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.64, ч. 3 ст. 64 Закона о закупках.
При этом, исходя из положений Постановления N 99, Заказчику необходимо указать группу работ.
Антимонопольный орган отмечает, что установление Заказчиком в разделе "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по заполнению заявки" требований к участникам закупки исполнением норм Закона о закупках не является.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Согласно разъяснениям положений аукционной документации от 12.10.2016 г. для выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходим следующие допуски СРО:
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
-25.2. Устройство оснований автомобильных дорог,
-25.8 Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
Или п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком),
п.33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Вместе с тем, в Разделе документации, в котором установлены требования к составу второй части заявки требование о наличии свидетельства СРО отсутствует.
Поскольку требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО с упомянутыми выше допусками в документации отсутствует, Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что из системного толкования приведенных выше положений Закона о закупках следует, что Заказчик обязан установить требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, именно в составе второй части заявки.
На основании изложенного, не является соблюдением норм Закона о закупках требование о наличии свидетельства СРО (без указания допусков, которые необходимы для выполнения работ, являющихся объектом закупки), содержащееся в Разделе "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2, п.3 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к материалам, используемым при выполнении работ, содержатся в документации о закупке.
Так, в частности, в п.29 установлено требование к полотну иглопробивному Дронит 2 или эквивалент. При этом, установлено требование о соответствии товара ГОСТ 380-2005.
При этом, согласно п.1 указанного ГОСТ настоящий стандарт распространяется на углеродистую сталь обыкновенного к ачества, предназначенную для изготовления горячекатаного проката: сортово го, фасонного, толстолистового,тонколистового, широкополосного и холоднок атаного тонколистового, а также слитков, блюмов, слябов, сутунки, заготов ки катаной и непрерывнолитой, труб, поковок и штамповок, лент, проволоки, метизов и др.
То обстоятельство, что при указании ГОСТ, равно как и при указании теоретической массы 1000 шт. шайб (должна быть не менее 6,000 кг. - п.32) были допущены технические ошибки, представителем Заказчика в письменных пояснениях подтверждается.
Таким образом, Заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч.13 ст.34 Закона о закупках).
Поскольку согласно п.7.9 проекта контракта расчет производится в течение 30 дней с момента подписания акта выполненных работ по форме КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, тогда как в Приложении N 2 к Техническому заданию указано, что оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, оплата в течение 10 рабочих дней с момента подписания акта выполненных работ, Заказчиком нарушено положение ч.13 ст.34 Закона о закупках.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Так как в документации о закупке отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления разъяснений. Заказчиком нарушен п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия МКУ Администрация Оханского городского поселения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул. Подвойского и ул. Волкова в г.Оханск (изв.N 0156300032716000010) необоснованной.
2. Признать в действиях МКУ Администрация Оханского городского поселения нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях МКУ Администрация Оханского городского поселения нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях МКУ Администрация Оханского городского поселения нарушение ч.3 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Признать в действиях МКУ Администрация Оханского городского поселения нарушение ч.13 ст.34 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
6. Признать в действиях МКУ Администрация Оханского городского поселения нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
7.В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
8. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016