Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Ершовой И.Ю. (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на установку и монтаж кондиционера (изв. N 0356200024416000030),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0356200024416000030 о проведении аукциона в электронной форме на установку и монтаж кондиционера.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.10.2016 г., участнику закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе, ввиду несоответствия информации, указанной в заявке, требованиям аукционной документации ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, представленная заявка не соответствует требованиям главы 5 Технического задания указанных в пунктах 2, 3, 4, 5.1.3-5.1.6, 5.2 (место поставки Товара; сроки и период поставки Товара).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из предусмотренных ч.3 ст.66 подпунктов информацию в зависимости от объекта закупки.
В п. 1 Раздела 7 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к содержанию первой части заявки:
Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1.1 При заключении контракта на поставку товара
1. В отношении товаров, по которым в документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование страны происхождения товара:
а) при поставке того же товара:
- согласие участника аукциона на поставку товара, в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) при поставке эквивалентного товара:
- согласие участника аукциона на поставку товара; И
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в документации (могут быть представлены по форме 1.2 "Информация о поставляемом (используемом) товаре").
2. В отношении товаров, по которым в документации отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование страны происхождения товара:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (могут быть представлены по форме 1.2 "Информация о поставляемом (используемом) товаре").
1.2 При заключении контракта на выполнение работы (оказание услуги) предоставляется согласие участника аукциона на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
1.3 При заключении контракта на выполнение работы (оказание услуги), для выполнения (оказания) которой используется товар:
1. В отношении используемых товаров, по которым в документации об аукционе и (или) приложениях к ней содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование страны происхождения товара:
а) при использовании того же товара:
- согласие участника аукциона на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных настоящей документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) при использовании эквивалентного товара:
- согласие участника аукциона на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных настоящей документацией, И
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (могут быть представлены по форме 1.2 "Информация о поставляемом (используемом) товаре").
2. В отношении используемых товаров, по которым в документации и (или) приложениях к ней отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование страны происхождения товара:
- согласие участника аукциона на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных документацией:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (могут быть представлены по форме 1.2 "Информация о поставляемом (используемом) товаре").
Комиссия отмечает, что установление таким образом требований к содержанию первой части заявки не соответствует Закону и вводит участников закупки в заблуждение относительно содержания первой части заявки. Следовательно, Заказчиком не соблюдено требование п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснила, что участники закупки должны были руководствоваться пп. 1.3 п. 1 Раздела 7 Информационной карты аукционной документации, согласно которому в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить согласие на выполнение работ на условиях аукционной документации, а также конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пп. 5 п. 3 Раздела 7 Информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар, должны соответствовать установленным в п. 2 Главы V "Техническое задание (Спецификация)".
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели товаров, указание на которые содержится в п. 2 Технического задания.
В п. 2 Технического задания Заказчиком установлено следующее: Срок поставки Товара и монтаж Товара (оказание услуги, выполнение работы). Выполняется с даты заключения Государственного контракта (далее - Контракт) в течение 10 календарных дней.
Комиссия отмечает, что содержащиеся в п. 2 Технического задания требования не являются требованиями к качественным, техническим, функциональным характеристикам товара, относятся к условиям поставки товара, в связи с чем, исходя из требований ст.66 Закона о закупках у участника отсутствует обязанность предоставления данных сведений в составе заявки на участие в электронном аукционе. Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки устанавливает требование о предоставлении данных сведений, в то время как требования к характеристикам товаров обозначены в п. 6 Технического задания, что вводит участников закупки в заблуждение. Таким образом, Заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе, имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что в заявке подателя жалобы отсутствует срок поставки товара, требование об указании которого содержится в аукционной документации.
Таким образом, исходя из того, каким образом Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, и, исходя из того, что указано участником закупки в заявке, с учетом положений Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе Комиссия пришла к выводу, что в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, в данной части отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации отсутствует требование об указании в заявке сведений, обозначенных в пп. 3, 4, 5.1.3-5.1.6, 5.2 Технического задания, в связи с чем, в действиях Аукционной комиссии, отказавшей в допуске к участию в электронном аукционе по указанным основаниям, имеется нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о закупках.
В описанных действиях членов Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о закупках, Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В соответствии с извещением о проведении закупки, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.10.2016г.
Комиссией установлено, что Заказчик отменил закупку 27.10.2016г., в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 1 ст. 36 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, нарушившего срок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 8 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ершовой И.Ю. на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на установку и монтаж кондиционера (изв. N 0356200024416000030) обоснованной в части отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 36 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Аукционной комиссии, должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016