Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Минашкина Е.Н. руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Морозовой Л.С. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях (07.06.2016 и 09.06.2016) жалобу Государственного унитарного предприятия Забайкальского края "Аптечный склад" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУЗ "Краевая клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку Будесонид+Формотерол (реестровый номер N 0891200000316003652),
в присутствии представителя заявителя - Лесковой И.А. (доверенность от 11.01.2016 N528), представителей уполномоченного учреждения - Здорова А.В. (доверенность от 28.07.2015 N16), Матвеева А.В. (доверенность от 07.09.2015 N11), представителя заказчика - Шульга Я.О. (доверенность от 09.06.2016 N01048),
УСТАНОВИЛА:
02 июня 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба Государственного унитарного предприятия Забайкальского края "Аптечный склад", в которой заявитель оспаривает снижение на 15% в проекте контракта предложенной на аукционе предприятием цены ввиду применения приказа Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель считает, что заявки других участников аукциона не содержат предложения о поставке требуемого товара, имеющего российское происхождение или товара, происходящего из Республики Беларусь и Республики Казахстан, так как требуемый товар, соответствующий в полном объеме техническому заданию аукционной документации, не производится в Российской Федерации, а также Республике Беларусь, Республике Казахстан.
Анализ сведений о лекарственных препаратах с международным непатентованным наименованием Будесонид+Формотерол, содержащихся в Государственном реестре лекарственных средств, Государственном реестре предельных отпускных цен, показывает, что на территории Российской Федерации зарегистрирован только один препарат с международным непатентованным наименованием Будесонид+Формотерол под торговом наименованием - Симбикорт Турбухалер (производства Швеция, производитель АстраЗенека АБ) и не зарегистрированы препараты, хотя бы одна из стадий достаточной переработки которых осуществлялась бы на территории государств-членов Евразийского экономического союза.
Содержащиеся сведения о регистрации в Государственном реестре лекарственных средств препарата с торговым наименованием ФормисонидR-натив (производства Россия, производитель ООО "Натива") не могут быть приняты во внимание, поскольку в Государственном реестре предельных отпускных цен сведения о данном препарате отсутствуют.
Также Государственный реестр предельных отпускных цен не содержит сведений о регистрации препарата Симбикорт Турбухалер (производства Россия либо иного государства государств - члена Евразийского экономического союза).
На территории России осуществляется в соответствии с регистрационным удостоверением Симбикорта Турбухалера только вторичная упаковка и выпускающий контроль качества (ЗАО "ЗиО-Здоровье", Россия), что не отвечает критерию достаточной переработки товаров. Иные стадии переработки рассматриваемого товара осуществляются на территории Швеции (АстраЗенека АБ, Швеция). Соответственно страной происхождения лекарственного средства Симбикорт Турбухалер является Швеция.
Таким образом, по крайней мере один из участников оспариваемого электронного аукциона безосновательно указал государство - член Евразийского экономического союза как страну происхождения лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием Будесонид+Формотерол.
Указанные действия участника (либо участников) закупки привели к необоснованному снижению цены, по которой должен быть заключен контракт с победителем открытого аукциона в электронной форме ГУП "Аптечный склад" на 15%, что повлекло за собой нарушение требований части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми контракт по итогам проведения аукциона в электронной форме заключается на условиях, указанных в извещении и документации об аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Поскольку применение преференции при заключении контракта не соответствует действующему законодательству, заявитель просит выдать предписание об устранении нарушения.
Представители уполномоченного учреждения с доводами заявителя не согласились, указали на правомерность применения приказа Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155.
Пунктом 18 документации аукциона установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно пункту 7 Приказа, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Заявка участника закупки с порядковым номером 3 - ООО "Альбатрос" содержит предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (Россия), стоимость которых составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных участником товаров. При этом участник закупки предоставил декларацию (документ) о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров, указав в первой части заявки электронной площадки "Претендую".
Победителем аукциона (Заявителем) представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств (Швеция), следовательно, в силу пункта 7 Приказа контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта, что и отражено в протоколе подведения итогов на участие в электронном аукционе.
В Государственном реестре лекарственных средств (далее - ГРЛС), лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Будесонид+формотерол и торговым наименованием Симбикорт Турбухалер зарегистрирован под номером П N013167/01, дата регистрации 28.09.2011. Согласно сведениям, содержащимся в ГРЛС, производителем готовой лекарственной формы лекарственного препарата с торговым наименованием Симбикорт Турбухалер, в том числе, является ЗАО "ЗиО-Здоровье" (Россия.) Согласно пункту 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Разделом 3 "Операции, не отвечающие критерию достаточной обработки/переработки товара" соглашения от 20 ноября 2009 года "О правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств" (далее Соглашение) определено, что не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:
а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;
в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);
д) операции по покраске или полировке;
е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;
з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;
н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;
о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;
р) комбинация двух или более указанных выше операций.
Лекарственная форма - придаваемое лекарственному средству или лекарственному сырью удобное для применения состояние, при котором достигается необходимый лечебный эффект. Производство лекарственной формы, из смысла раздела 3 Соглашения, является достаточной обработкой/переработкой товара. Указание участником закупки с порядковым номером заявки 3 наименование страны происхождения лекарственного препарата Россия, соответствует сведениям, содержащимся в ГРЛС и информации с сайта компании "ЗиО - Здоровье".
В связи с указанным, при рассмотрении вторых частей заявок комиссией применены требования пункта 7 приказа Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155.
Пунктом 18 документации аукциона, пунктом 9 приказа N155 установлено, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе в электронной форме, несет участник закупки.
Представитель заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок не присутствовал, возможности представить пояснения действий членов комиссии ГКУ "ЦМТО" не имеет. Закупаемый препарат ранее учреждением не приобретался, в связи с чем подтвердить или опровергнуть доводы заявителя заказчик не имеет возможности. Сведения о реализации препарата российского происхождения не найдены.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
05.05.2016 ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" в ЕИС (zakupki.gov.ru) размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на Будесонид+Формотерол (реестровый номер N 0891200000316003652).
Начальная максимальная цена контракта 443 098,00 рублей.
На участие в аукционе поступило 4 заявки, все допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок от 16.05.2016 N1/3576-ЭА).
Участие в аукционе приняли все участники, снижение НМЦК составило 17,5 % (протокол проведения аукциона от 23.05.2016).
По результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем аукциона признан ГУП Забайкальского края "Аптечный склад", предложивший наиболее низкую цену исполнения контракта - 365 555,8 рублей (протокол подведения итогов аукциона от 24.05.2016 N2/3576-ЭА). Исход из протокола, с учетом преференции цена заключаемого контракта - 310 722,47 рублей.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта (пункт 7 Приказа).
При этом порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1 - 3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Федерального закона;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;
д) в рамках одного конкурса (лота), запроса котировок или запроса предложений предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своей заявке, окончательном предложении предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Согласно пункту 1 Приказа Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
В приложении к Приказу Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 (Таблица) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности указан код 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях".
Будесонид+Формотерол относится к данной группе товаров (код 21.20.10.254 "Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей"), в связи с чем в разделе 18 документации правомерно установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Товарам, произведенным на территории государств - членов Евразийского экономического союза указанных в таблице (приложение к приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155) (далее - Приказ), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств устанавливается приоритет в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявки, которые содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в случае наличия в составе заявок на участие в аукционе документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне Приказа, является декларация участника закупки. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Для целей реализации названного Приказа в заявке на участие в аукционе в электронной форме: декларируется (указывается) страна происхождения товара.
Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе в электронной форме несет участник закупки.
Непредставление декларации или ее копии в составе заявки участником закупки, заявка которого содержит предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза является риском для участника закупки и может повлечь за собой отклонение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявки участников закупки, принявших участие в электронном аукционе, содержат следующие предложения о поставке товаров по стране происхождения:
- заявка N1 ООО "ДА-ФАРМА" - страна происхождения Швеция;
- заявка N2 ГУП Забайкальского края "Аптечный склад" - производство - Швеция, вторичная (потребительская) упаковка - Россия;
- заявка N3 ООО "Альбатрос" - страна происхождения Россия;
-заявка N4 АО НПК "Катрен" - страна происхождения Швеция (упаковка - Россия).
Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
Поскольку в заявке N3 ООО "Альбатрос" участником закупки продекларирована страна происхождения "Россия", то есть, предложен товар, произведенный на территории государств - членов Евразийского экономического союза, действия членов комиссии по указанию в протоколе подведения итогов электронного аукциона о применении к предложенной победителем закупке цене 15% преференции, являются правомерными.
При этом, доводы заявителя о неприменении к нему преференции в части снижения на 15% цены контракта Комиссия считает обоснованными по следующим основаниям.
Комиссией установлено, что обществом "Альбатрос" предложено к поставке лекарственное средство Симбикорт Турбухалер. В Государственном реестре лекарственных средств данное лекарственное средство зарегистрировано под номером П N013167/01 (регистрационное удостоверение от 28.09.2011, дата переоформления 26.11.2016). Исходя из названных сведений ГРЛС, ЗАО "ЗиО-Здоровье" (Россия) осуществляет две стадии производства - упаковщик/фасовщик (вторичная/третичная упаковка) и выпускающий контроль качества; при этом производителем (все стадии), а также производителем фармацевтической субстанции является АстраЗенека АБ (Швеция).
Комиссией установлено, что лекарственный препарат "Будесонид+Формотерол порошок для ингаляций дозированный" включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N2724-р), и, соответственно, подлежит реализации по регулируемым ценам (Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов").
При этом, Государственный реестр предельных отпускных цен аналогично ГРЛС содержит сведения, что производителем лекарственного средства Симбикорт Турбухалер является АстраЗенека АБ, Швеция, а закрытым акционерным обществом "ЗиО-Здоровье" осуществляется вторичная упаковка и выпускающий контроль. Таким образом, Россия не является страной происхождения товара в понимании пункта 13 приказа N155 и пункта 3 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Довод представителей уполномоченного учреждения о производстве ЗАО "ЗиО-Здоровье" (Россия) готовой лекарственной формы лекарственного средства Симбикорт Турбухалер (регистрационное удостоверение NП 013167/01), признан комиссией необоснованным, поскольку учреждением использованы сведения на 21.02.2013, то есть до внесенных 26.11.2015 в регистрационное удостоверение изменений.
Исходя из изложенного, поскольку в заявках на участие в аукционе не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (в заявке ООО "Альбарстрос" сведения являются недостоверными), Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 в части заключения контракта с победителем аукциона по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта, не подлежит применению.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ГУП Забайкальского края "Аптечный склад" обоснованной.
2. Заказчику выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: Е.Н. Минашкин
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Л.С. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 9 июня 2016 г. N 128
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016