Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 октября 2016 г. N 1734
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом, (далее - комиссия по рассмотрению жалобы) рассмотрев жалобу ООО "Краспромстрой" на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Огурский социально-культурно-спортивный досуговый центр" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Проведение капитального ремонта здания МБУК "Огурский СКСДЦ"", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Краспромстрой" на действия заказчика, при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы ООО "Краспромстрой" проходило совместно с рассмотрением жалоб ООО "СМУ 12" (N1733), ООО "СтройКом" (N1736), ООО "СтройИндустрия" (1732), ООО "Стройинвест" (1731).
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Шарапов А.В. (доверенность от 16.09.2016);
- представитель ООО "СМУ 12" Карташов С.А. (решение N 01 от 25.02.2016, паспорт гражданина РФ).
ООО "Краспромстрой" уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы своего представителя не направило.
Из содержания жалобы следует, что документация электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В своих пояснениях представитель заказчика пояснил следующее. Документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В проекте контракта установлен конкретный срок исполнения контракта до 31.12.2016, следовательно, срок действия банковской гарантии должен быть до 31.01.17. Также представитель заказчика обратил внимание, что требование к оформлению заявки установлено в инструкции по заполнении заявки.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ей материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона на "Проведение капитального ремонта здания МБУК "Огурский СКСДЦ"".
Как указано в части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проведя анализ аукционной документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что описании объекта закупки в пункте 4 требований к материалам указан недействующий ГОСТ 10632-2007 утратил силу 01.07.2015 и заменен на ГОСТ 10632-2014. В пункте 10 требований к материалам указан недействующий ГОСТ 26633-2012 данный гост утратил силу 01.09.2016 и заменен на ГОСТ 26633-2015.
Комиссией не установлено наличие в документации обоснования необходимости использования ГОСТов утративших силу. Таким образом, Комиссия установила, что установление ГОСТов утративших силу не соответствует требованиям части 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По доводу жалобы о том, что противоречивые и взаимоисключающие требования к оформлению заявки нарушают права участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проведя анализ аукционной документации комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в пункте 5.1.2 указано следующее "в случае перечисления характеристик через точку с запятой, участник размещения заказа должен указать одно значение по своему выбору. Перечисление характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются материалы со всеми перечисленными характеристиками". В тоже время в информационной карте дана инструкция по заполнению заявок в которой указано "В случае перечисления марок (типов), значений показателей или диапазонов значений показателей, а также взаимоисключающих показателей (характеристик) товара (материала) через "," - запятую участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору. Перечисление размера материала через запятую означает, что при производстве работ используются все из перечисленных размеров и в первой части заявки предоставляются показатели в отношении каждого размера материала. Перечисление марок (типов), значений показателей или диапазонов значений показателей, а также взаимоисключающих показателей (характеристик) товара (материала) через ";" - точку с запятой обозначает, что необходимы товары со всеми перечисленными марками (типами), характеристиками".
Как видно из приведенных выше требований в аукционной документации и информационной карте заказчик требует указывать противоречащие друг другу показатели. Данные противоречия аукционной документации вводят в заблуждение из требований документации электронного аукциона невозможно сделать однозначный вывод, что конкретно необходимо указывать участникам данной закупки в первой части заявки.
Таким образом, аукционная документация содержит в себе противоречивую информацию, касающуюся требований к первой части заявки на участие в аукционе электронной форме.
В соответствии с вышеизложенным Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком были нарушены требования статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участника закупки.
По доводу подателя жалобы о том, что в документации не установлены конкретные условия предоставления банковской гарантии
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Проведя анализ аукционной документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что заказчиком в аукционной документации в пункте "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок, срок и требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта" информационной карты указаны условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно "В случае, если участник электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет банковскую гарантию, то срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц". В пункте 8.2. проекте контракта указано: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона 44-ФЗ. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Комиссией установлено, что проект контракта содержит следующие условия:
В соответствии с пунктом 1.5 "Срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 20 декабря 2016 года".
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 527 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 766 ГК РФ регламентировано, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме указанных условий, в проект муниципального контракта также включаются положения в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе.
У участника закупки имеется возможность представить обеспечение исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии со сроком действия более месяца относительно срока действия контракта, так как заказчиком установлен конкретный срок действия контракта. Также у участника закупки имеется возможность выбрать способ обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет.
Таким образом, установление заказчиком срока банковской гарантии не противоречит Закону о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверке комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее.
Как указано в части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства".
Проведя анализ документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что Заказчиком в пункте "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 5 Копию действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
10. Монтаж металлических конструкций:
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
или
33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
При этом в соответствии с часть 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Таким образом исходя из выше указанной нормы, заказчику необходимо указывать требование об одновременном наличии у участника закупки допусков, выданных саморегулируемой организацией на конкретные виды работ и на соответствующий подпункт 33.3 "генеральный подряд" или только пункт 33.3 допуска на генеральный подряд.
Рассмотрев обстоятельства жалоб в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Краспромстрой" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 64 Закона о контрактной системе закупок.
3. Передать материалы по жалобам уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 октября 2016 г. N 1734
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2016