Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2016 г. N 1744
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АНО "Центр юридического мониторинга" на действия заказчика - Министерства Социальной политики Красноярского края (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 5980/16 "Предоставление права использования программного обеспечения СУБД Cach, интеграционной платформы Ensemble для обеспечения работоспособности автоматизированных систем "Адресная социальная помощь" и "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края" в министерстве социальной политики Красноярского края и органах социальной защиты населения Красноярского края", на электронной площадке ООО "РТС-тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба АНО "Центр юридического мониторинга" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона номер извещения N 0119200000116005384 (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика Ореховский А.А. (доверенность N80-5244 от 26.10.2016);
- представители уполномоченного органа Лавров Н.А. (доверенность от 02.06.2016);
- представитель АНО "Центр юридического мониторинга" Лосева Ю.С. (доверенность от 18.08.2016).
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе и положений Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представители уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения. Министерством социальной политики Красноярского края и органами управления социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов края (далее - ОСЗН) в рамках переданных полномочий в сфере социальной поддержки граждан предоставляются 109 государственных услуг. Ежегодно меры социальной поддержки предоставляются более 900 тыс. граждан на сумму более 15 млрд. рублей. Из общего количества 98 государственных услуг предоставляются с использованием автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" (далее - АС "АСП"). Данная система эксплуатируется во всех органах социальной защиты населения края и обеспечивает весь процесс предоставления государственной услуги от приема гражданина до перечисления в его адрес мер социальной поддержки.
Разработка АС "АСП" была начата в 1996 году специалистами управления социальной защиты населения администрации Красноярского края. Для работы системы была выбрана СУБД MSM компании Micronetics и разработка велась на встроенном языке программирования МUMPS. В 2008 году компания Micronetics была поглощена компанией Intrersystems, которая является разработчиком СУБД Cache. Кроме новых возможностей (Web-разработка, SQL-доступ) данная СУБД обеспечила работоспособность программного обеспечения, разработанного в СУБД MSM. В связи с тем, что поддержка СУБД MSM была прекращена в 2011 году был осуществлен перевод АС АСП на работу под управление более СУБД Cache. При этом были полностью сохранены все функциональные возможности системы без необходимости глобального переписывания бизнес-логики приложения, пользовательского интерфейса, архитектуры базы данных, переобучения разработчиков, администраторов и пользователей системы. Это произошло благодаря совместимости и преемственности ядер СУБД MSM и Cache. Язык программирования Cache ObjectScript, который используется в СУБД Cache, позволяет пользоваться, практически без ограничения, синтаксисом языка программирования МUMPS (ISO 11756-1999), применяемом в СУБД MSM. Функциональные возможности СУБД Cache позволили обеспечить дальнейшее развитие как АС АСП так и целого ряда новых прикладных задач в АСП. Более того, с 2012 года на базе интеграционной платформы Ensemble производства компании Intersystems была создана новая информационная система "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края", направленная на решение задачи перевода оказания государственных услуг отрасли в электронный вид через обеспечение взаимодействия отраслевых информационных систем с системой межведомственного электронного взаимодействия и региональным порталом государственных услуг.
Учитывая длительный срок разработки АС АСП (20 лет), важность эксплуатируемых систем "Адресная социальная помощь" и "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края" для населения края, а также в силу специфики задач, выполняемых этими системами, отсутствия аналога программного обеспечения возможного для замены СУБД Cache в рамках импортозамещения, а также ограниченности в трудовых ресурсах, перевод информационных систем на другое ПО нецелесообразно.
Обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с Постановлением N 1236 приложено в полном объеме, документация не содержит нарушений действующего законодательства.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 5980/16 "Предоставление права использования программного обеспечения СУБД Cach, интеграционной платформы Ensemble для обеспечения работоспособности автоматизированных систем "Адресная социальная помощь" и "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края" в министерстве социальной политики Красноярского края и органах социальной защиты населения Красноярского края".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением, в том числе случая, когда в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения, в том числе в случае, когда в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке либо программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В пункте 3 Порядка перечислено, что должно содержать указанное обоснование в частности функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в Порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в пункте 4.2. "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" информационной карты аукционной документации указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с предметом закупки заказчику необходима предоставление права использования программного обеспечения СУБД Cach, интеграционной платформы Ensemble для обеспечения работоспособности автоматизированных систем "Адресная социальная помощь" и "Интеграционная шина министерства социальной политики Красноярского края" в министерстве социальной политики Красноярского края и органах социальной защиты населения Красноярского края.
В составе аукционной документации содержится обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд которое содержит функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, что соответствует требованиям Постановления N 1236.
В Приложении 1 "Описание объекта закупки" заказчиком даны технические требования к программному обеспечению в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с указанием максимальных и минимальных показателей и показателей, которые не должны изменяться.
Также комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что Постановление N 1236 не содержит условий о включении функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик товаров, по которым программное обеспечение не соответствует требованиям указанным в Перечне в аукционную документацию, техническое задание.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы АНО "Центр юридического мониторинга" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2016 г. N 1744
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016