Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2016 г. N 1746
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажная компания" на действия аукционной комиссии Муниципального учреждения Администрации Кежемского района (далее - аукционная комиссия) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "На капитальный ремонт водопровода от ВК-32-а до КНС -5 г. Кодинск" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - электронная площадка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-монтажная компания" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, извещение N 0319300011616000192.
Существо жалобы: аукционная комиссия неправомерно признала заявки N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответствующими требованиям аукционной документации.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и уполномоченного органа были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Мерлица С.Н. (доверенность от 24.10.2016);
- представитель ООО "Строительно-монтажная компания" Шкутова И.В. (доверенность от 27.10.2016).
До рассмотрения жалобы от уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя уполномоченного органа.
Из содержания жалобы следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявки N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответствующими требованиям аукционной документации. Также указав на нарушения допущенные заказчиком при составлении документации электронного аукциона.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился и пояснила, что все заявки участников данной закупки соответствовали аукционной документации так как согласно аукционной документации исполнитель, подрядчик имеет право поставить материалы указанные в техническом задании либо эквивалент. При том, что предоставленные исполнителем, подрядчиком для выполнения работ материалы соответствуют к таким видам производства работ, СНиП и ГОСТ. В данном случае при производстве работ используется полиэтиленовая водонапорная труба диаметром 110 мм., что было и заявлено участниками аукциона. В связи с этим уполномоченный орган правомерно допустил всех участников к аукциону.
Обязательство по оплате указанные в проекте контракта должно быть исполнено по истечении семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, таким образом данный пункт аукционной документации и муниципального контракта об оплате не противоречит действующему законодательствуя.
Календарный план как приложение к аукционной документации изготовлен исходя из сметной трудоемкости при выполнении работ, т.е. время выполнения работ составляет 19 дней, данный срок достаточен для выполнения работ 100%. По факту выполнения календарного плана с 19.10.2016 т.е. на два дня раньше проведения аукциона объясняется, тем что в данном приложении к аукционной документации была допущена техническая описка, в место 10 месяца должен стаять 11 месяц 2016 года.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью у заказчика совершены действия по размещению заказа путем проведения электронного аукциона номер извещения 0319300011616000192.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с части 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании части 1 статьи 67 Федерального Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной система, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При анализе аукционной документации комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в пункте 13.1 "Требования к содержанию, составу заявки" аукционной документации указано, что первая часть заявки должна содержать следующую информацию: - согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Материалы и их характеристики, которые необходимо использовать при проведении работ, содержатся в приложении N 2 документации об электронном аукционе "Расчет потребности в материалах" в количестве 13 позиций.
Как указано в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2016 года заявки под NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 допущены до участия в электронном аукционе.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Проведя анализ первых частей заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что во всех заявках содержатся технические характеристики в соответствии с требованиями технического задании, соответственно аукционная комиссия правомерно допустила всех участников закупки до участия в электронном аукционе.
Довод подателя жалобы о нарушении Закона о контрактной системе при установлении требований к сроку оплаты выполненных работ, комиссия по рассмотрению жалобы считает необоснованным.
Статья 2 Закона о контрактной системе говорит, что указанный Федеральный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Согласно пункту 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 БК РФ государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Исследовав аукционную документацию, Комиссией было установлено, что согласно пункту 2.4 проекта "Оплата осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика по факту выполнения работ после предъявления Подрядчиком Заказчику, надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счета-фактуры на выполненный объем работ в течение 5 банковских дней с даты поступления денежных средств на расчетный счет Заказчика. Днем оплаты считается день списания денежных средств со счета Заказчика".
Комиссия по рассмотрению жалобы отмечает, что в соответствии со статьей 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности Казенного муниципального учреждения "Служба муниципального заказа" осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Доходы от приносящей доход деятельности поступают в бюджет. В пункте 2.1 проекта государственного контракта указано, что финансирование осуществляется за счет средств краевого бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края"; в рамках подпрограммы "Чистая вода Красноярского края"; софинансирование за счет средств районного бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Ограничение ответственности заказчика за нарушение срока оплаты поставленного товара не противоречит положениям ГК РФ.
В аукционной документации в пункте 5.1 указаны требования к сроку выполнения работ: Срок начала выполнения работ - со дня подписания муниципального контракта. Срок завершения выполнения работ - "06" ноября 2016 года.
Дата проведения аукциона является 21.10.2016г., срок заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе не ранее, чем через 10 дней с момента опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона, соответственно, контракт может быть заключен не ранее 31.10.2016г.
Исходя из пояснений предоставленных заказчиком и календарного плана выполнения работ на выполнение работ указанных в техническом задании необходимо 19 дней. В связи с чем комиссия по рассмотрению жалобы пришла к выводу, что исполнитель технологически невозможно выполнить данный объем работ, в указанные сроки, что нарушает права и законные интересы участников закупки.
В рамках внеплановой проверки комиссией Красноярского УФАС России установлено следующие.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как указано в части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства".
Проведя анализ документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что Заказчиком в пункте 13.1. "Требование к содержанию и составу заявки" установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом1) раздела 3 настоящей документации или копии этих документов (копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридического лица; копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя; копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
- декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 2) - 6) раздела 3 настоящей документации;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
Заявка направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Однако в "Техническом задании" в пункте "Условия выполнения СМР" заказчиком установлено следующее условие "Виды работ которые необходимо выполнить и которые требуют от исполнителя наличия допуска СРО в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосбросов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода".
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Таким образом исходя из выше указанных требований, участнику необходимо выполнить работы для которых требуется наличие допусков СРО однако заказчиком не указано требований о предоставлении свидетельства СРО в составе второй части заявки, что не соответствует требованиям статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также комиссией установлено, что в соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должен использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации) такой вид работ как "Промывка с дезинфекцией трубопроводов диаметром 100 мм" однако заказчиком не установлены требования к дезинфицирующим средствам.
Так же в пункте 13 таблицы расчета потребности в материалах указан недействующий ГОСТ Р 50838-95 который утратил силу 01.01.2011 и заменен на ГОСТ Р 50839-2009.
Комиссией не установлено наличие в документации обоснования необходимости использования ГОСТов утративших силу. Таким образом, Комиссия установила, что установление ГОСТов утративших силу не соответствует требованиям части 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-монтажная компания" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе закупок.
3. Передать материалы по жалобам уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2016 г. N 1746
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016