Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 октября 2016 г. N 1761
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании Краевого Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Тасеевская Районная Больница" расположенного по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с.Тасеево, ул. Лазо, 20 (устройство внешних пандусов, путей движения, входных групп, приобретение и установка подъёмных устройств, замена лифтов), закупка N 0319300016416000032, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении, копии всех заявок на участие в электронном аукционе.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона и жалоб ИП Варламовой И.С. и ООО "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению вышеуказанных жалоб присутствовали:
- представитель заказчика Машуков Александр Александрович (доверенность N б/н, 26.09.2015);
- представитель заказчика Котельников Алексей Михайлович (доверенность N б/н, 25.09.2015).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", в извещении об электронном аукционе не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки копии свидетельства СРО, которое содержится в тексте аукционной документации (в информационной карте).
Во-вторых, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Варламовой И.С., заказчик в описании объекта закупки установил излишние требования к химическому составу и/или компонентам товаров, требующихся в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки.
В-третьих, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заказчик в описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары (согласно требованьям аукционной документации).
В-четвертых, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заказчик установил требования к расходными материалами, однако при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемого материала.
В-пятых, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ИП Варламовой И.С., ООО "Профит плюс", заказчик устанавливает требования предоставить значения показателей, которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
В-шестых, по мнению ООО "Профит плюс", заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В-седьмых, по мнению ООО "Профит плюс", в документации установлены требования, ограничивающие возможность участия лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Пояснения по доводам жалобы до момента ее рассмотрения, в нарушение требований Красноярского УФАС России, изложенных в уведомлении о принятии жалобы N 1761 к рассмотрению, а также во время проведения заседания Комиссии, заказчик, ознакомившийся с таким уведомлением и направивший на заседание своих представителей, в адрес Красноярского УФАС не предоставил.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представитель заказчика представил ходатайства, которые он также заявил на заседании Комиссии, в соответствии с которыми представитель заказчика ходатайствовал о прекращении рассмотрения жалобы и о возврате жалобы в адрес ее подателя, поскольку такая жалоба не соответствовала требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе. Также представитель заказчика ходатайствовал о предоставлении оригинала жалобы со всеми поступившими приложениями к ней, в том числе в электронном виде, для ознакомления. Кроме того, представитель заказчика ходатайствовал об объявлении перерыва в рассмотрении жалоб на срок не менее одного дня.
С целью удовлетворить ходатайств представителя заказчика, а также для предоставления заказчику дополнительной возможности представить пояснения по доводам, изложенным в жалобе и предоставить иные документы, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, в соответствии с пунктом 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссией был объявлен перерыв до 31.10.2016 года, 17 часов 20 минут (по местному времени).
Кроме того, Комиссия приняла решение о предоставлении представителям заказчика возможности ознакомиться с материалами жалобы.
Во время перерыва Комиссия предоставила представлю заказчика Котельникову Алексею Михайловичу возможность ознакомиться с материалами жалобы N 1761.
После перерыва на заседании Комиссии по рассмотрению вышеуказанных жалоб присутствовал:
- представитель заказчика Котельников Алексей Михайлович (доверенность N б/н, 25.09.2015).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податель жалобы не обеспечил.
Во время объявленного перерыва, а также во время проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанных жалоб по существу, заказчик, перечисленные в уведомлении о принятии жалобы N 1761 к рассмотрению документы и сведения в адрес Красноярского УФАС не представил.
Также, во время объявленного перерыва, представитель заказчика представил ходатайство, которое он также огласил на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, в соответствии с которым он просил предоставить для ознакомления оригиналы поступивших жалоб; предоставить право заказчику предоставить возражения, пояснения и ходатайства и рассмотреть жалобы с участием заказчика; рассмотреть ходатайство о прекращении рассмотрения жалоб; отразить в решении по результатам рассмотрения жалоб полный текст заявленного ходатайства от 28.10.2016 с принятым решением по нему, отразить в решении по результатам рассмотрения жалоб полный текст заявленного ходатайства от 31.10.2016 с принятым решением по нему; кроме того, представитель заказчика заявил отвод члена Комиссии А.А. Кирилловой. Указанные ходатайства Комиссией удовлетворены не были.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании Краевого Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Тасеевская Районная Больница" расположенного по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с.Тасеево, ул. Лазо, 20 (устройство внешних пандусов, путей движения, входных групп, приобретение и установка подъёмных устройств, замена лифтов), закупка N 0319300016416000032.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в информационной карте заказчик установил требование к содержанию первой части заявки: "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Иных требований к содержанию первой части заявок в документации заказчиком не предъявляется, таким образом, при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.
Проанализировав Приложение 2 к аукционной документации, Комиссия установила, что в нем содержатся, в том числе, следующие функциональные, технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям:
Пунктом N5 Приложения N2 к документации об электронном аукционе (далее - Приложение 2) установлено:
"_Содержание в наплавленном металле %, не более: серы - 0,040, фосфора - 0,045.".
Пунктом N41 Приложения 2 установлено:
"_Примеси, не растворимые в соляной кислоте, %, не более 1,0. Содержание металлопримесей в 1 кг. гипса, мг., не более 8";
Пунктом N55 Приложения 2 установлено:
"_Содержание Sn, %, не более 41, Содержание Pb, не более % 61, сурьма, % не более 0,10, медь, % не более 0,05, висмут, % не более 0,20. Мышьяк, железо, никель, сера - каждый в отдельности, % не более 0,02. Цинк, алюминий - каждый в отдельности, % не более 0,002";
Пунктом N56 Приложения 2 установлено:
"_Активные СаО+МgO, %, по массе, не менее: без добавок 85. Активный МgO, %, по массе, не более 20. СО2, %, по массе, не более: без добавок 5";
Пунктом N69 Приложения 2 установлено:
"_Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5. Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. Объемная доля водорода, %, не более 0,5";
Пунктом N77 Приложения установлено:
"_Содержание в наплавленном металле, %, не более: серы 0,40, фосфора 0,45.";
Пунктом N87 Приложения 2 установлено:
"_Содержание в наплавленном металле серы - не более 0,040%. Содержание в наплавленном металле фосфора - не более 0,045%";
Пунктом N99 Приложения 2 установлено:
"_Содержание в наплавленном металле серы - не более 0,040%. Содержание в наплавленном металле фосфора - не более 0,045%";
Пунктом N105 Приложения 2 установлено:
"_Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более 1,8. Массовая доля сероводорода, %, не более 0,13. Массовая доля, %, бутанов и бутиленов, не более 60";
Пунктом N111 Приложения 2 установлено:
"_Массовая доля углерода - 0,14-0,22%, массовая доля марганца - 0,30-0,60%, массовая доля кремния - не более 0,05 %. Массовая доля хрома, никеля и меди должна быть не более 0,30% каждого. Массовая доля серы должна быть не более 0,050%, фосфора - не более 0,040%. Массовая доля мышьяка должна быть не более 0,80%";
Пунктом N116 Приложения 2 установлено:
"_Массовая доля воды, %, не более 0,2. Массовая доля золы, %, не более 0,03. Массовая доля механических примесей, %, не более 0,03".
По мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Варламовой И.С требования заказчика подробно описывать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара нарушают положения Закона о контрактной системе.
Однако, Комиссия отмечает, что химический состав требующегося товара является его качественной характеристикой, установленной в соответствии со стандартами качества (ГОСТ).
Таким образом, учитывая, что требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено и, учитывая, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, Комиссия не признает доводы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Варламовой И.С, касающиеся неправомерности требовать подробное описание химического состава необходимых товаров, как обоснованный.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требование заказчика предоставить конкретные значения показателей (в том числе конкретные значения химического состава товара), которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованьем, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые имеют в наличие товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей (в том числе конкретные показатели химического состава товаров), полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Так, например, в пункте N1 Приложения 2 установлено следующее требования к необходимому товару: "Битумы нефтяные строительные марки БН-90/10. Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм., в пределах 5-20. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, в пределах 90-105. Растяжимость при 25°С, не менее 1,0. Растворимость, %, не менее 99,50. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,50. Температура вспышки, °С, не ниже 240. Массовая доля воды - следы. ГОСТ 6617-76".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 6617-76 по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, при этом такие показатели, как глубина проникания иглы, температура размягчения по кольцу и шару, растяжимость, растворимость, изменение массы после прогрева, температура вспышки - становятся известными после испытаний. При этом, растворимость изготовитель определяет периодически один раз в 6 месяцев, изменение массы после прогрева и температуру вспышки - один раз в 3 месяца. Строительные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по качественным показателям битума, сопровождаемого одним документом о качестве.
Таким образом, довод жалоб ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ИП Варламовой И.С., ООО "Профит плюс", касающийся установления требования предоставить значения показателей предлагаемых товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии таких товаров после его производства, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели и требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, которые предусмотрены соответствующим техническим регламентам и стандартам качества.
Таким образом, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным соответствующим стандартом качества, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям стандарта качества, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта качества показатели и (или) их значения.
Вместе с тем, проанализировав требования к товарам, указанные в Приложении 2 и требования стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать, Комиссия установила следующее:
По позиции N19 "Канат двойной свивки" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования:
"маркировочная группа 1770 н/мм, диаметром 5,5 мм. Расчетная площадь сечения всех проволок в канате более 8,12 мм
, ориентировочная масса 1000 м смазанного каната более 79,6 кг. ГОСТ 3070-88".
При этом, согласно пункту 3 и таблице ГОСТ 3070-88 "Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1 о.с. Сортамент" расчетная площадь сечения всех проволок в канате диаметром 5,5 мм должна составлять 10,42 мм2. Согласно пункту 3 и таблицы названного ГОСТ ориентировочная масса 1000 м смазанного каната диаметром 5,5 мм должна составлять 102,6 кг.
Таким образом, значения, содержащиеся в Приложении 2, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 3070-88, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
По позиции N24 "Кирпич керамический одинарный" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования:
"Класс средней плотности 0,7-2,4. Средняя плотность, кг/м3 1200-1900. ГОСТ 530-2012".
При этом, согласно таблице 5 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия":
Класс средней плотности изделия |
Средняя плотность, кг/м |
0,7 |
До 700 |
0,8 |
710-800 |
1,0 |
810-1000 |
1,2 |
1010-1200 |
1,4 |
1210-1400 |
2,0 |
1410-2000 |
2,4 |
2010-2400 |
Анализ данной таблицы позволяет установить, что под установленное заказчиком требование "средняя плотность, кг/м3, 1200-1900" подходят только классы средней плотности изделий 1,4 и 2,0.
При этом, значения содержащиеся в документации об аукционе позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 530-2012, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
По позиции N54 "Канаты пеньковые пропитанные тросовой свивки" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования:
"диаметром 10-112 мм, Номинальная линейная плотность каната, ктекс, более 4,0. ГОСТ 30055-93".
Согласно таблице 7 ГОСТ 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия" номинальная линейная плотность каната пенькового пропитанного тросовой свивки должна составлять не менее 88,4 ктекс.
При этом, значение, содержащееся в документации об аукционе позволяет участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 30055-93, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
По позиции N55 "Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС40" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования:
"Плотность, г/см3 9,3. Содержание Sn, %, не более 41, Содержание Pb, не более % 61, сурьма, % не более 0,10, медь, % не более 0,05, висмут, % не более 0,20. Мышьяк, железо, никель, сера - каждый в отдельности, % не более 0,02. Цинк, алюминий - каждый в отдельности, % не более 0,002. ГОСТ 21930-76".
Однако, проанализировав ГОСТ 21930-76, Комиссия установила, что для припоев оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС40 массовая доля олова (Sn) должна входить в диапазон от 39% до 41%.
Таким образом, значения, содержащиеся в документации об аукционе позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 30055-93, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
По позиции N73 "Шурупы с полукруглой головкой" Приложения 2 заказчиком установлены следующие требования:
"Диаметр резьбы (d) - не более 4 мм. Внутренний диаметр резьбы (d2) - не более 2,8 мм. Диаметр головки (D) - более 6,0 мм. Глубина крестообразного шлица (h) - более 1,8 мм. ГОСТ 1144-8.".
Согласно пункту 2 ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры" конструкция и размеры шурупов должны соответствовать указанным в таблице 1.
Диаметр резьбы d (пред. откл. h14) |
3 |
3,5 |
4 |
Внутренний диаметр резьбы d2, не более |
2,1 |
2,4 |
2,8 |
Диаметр головки D |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
Глубина крестообразного шлица h, не более |
1,7 |
1,8 |
2,2 |
Однако, из совокупности, установленных заказчиком требований следует, что под указанные требования подходят исключительно шурупы с диаметром резьбы 4 мм.
При этом, значения, содержащиеся в документации об аукционе позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 1144-80, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
Таким образом, довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", касающийся того, что заказчик в описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав Приложение 2 к аукционной документации, Комиссия установила, что в нем содержатся, в том числе, следующие характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям:
Позиция 37 "Шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40/25. Режущая способность карбидкремниевой - не менее 948 мм3/мин. Коэффициент водостойкости (отношение режущей способности шлифовальной шкурки, выдержанной в воде, к режущей способности сухой шлифовальной шкурки) должен быть более 0,65.Радиальная нагрузка Н, должна быть 68,6. Продолжительность цикла шлифования с, должна быть 10. ГОСТ 13344-79";
Позиция 69 "Кислород технический газообразный. Номинальное давление газообразного кислорода в баллоне при 20°С составляет 150 кгс/см2 (14,7 МПа) или 200 кгс/см2 (19,6 МПа). Сорт 1-2. Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5. Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. Запах не нормируется. Объемная доля водорода, %, не более 0,5. ГОСТ 5583-78";
Позиция 88 "Ветошь. Не должна быть прелой и содержать следы гниения. Размер 20-25х100-150 см".
Позиция 105 "Пропан-бутан, смесь техническая. Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более 1,8. Давление насыщенных паров, избыточное, МПа, при температуре: по ГОСТ 28656-90 плюс 45 °С, не более 1,6. Массовая доля сероводорода, %, не более 0,13. Интенсивность запаха, баллы, не менее 3. Содержание свободной воды и щелочи - отсутствие. Массовая доля, %, бутанов и бутиленов, не более 60. ГОСТ 20448-90";
Однако, согласно пояснениям, изложенным в жалобах ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Варламовой И.С. такие материалы, как кислород технический газообразный, пропан-бутан не влияют на качество и результаты выполнения работ, поскольку являются горючим газом, поддерживающим процесс горения при сварке и резке металлов (кислород, пропан-бутан) и используются в качестве вспомогательного (расходного) материала, такие материалы, как шкурка шлифовальная, ветошь также не влияют на качество и результаты выполнения работ, поскольку используются в качестве вспомогательного (расходного) материала.
Таким образом, учитывая, что вышеуказанные товары являются расходными материалами, Комиссия приходит к выводу, что при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемых материалов.
Согласно требованию пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Объективность это характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания субъектов. Таким образом, заказчик, в частности, при закупке строительных работ, должен исключить из описания объекта закупки требования к товарам, которые не указывают и не влияют на результат (итог) работы. Поскольку вышеуказанные товары расходуются в процессе выполнения той или иной работы -установить обладает ли результат работ свойствами, указанными в контракте или заявке участника возможно только по результатам оценки (экспертизы) товаров, которые остаются у заказчика в наличии, по факту выполнения работ, однако шкурка шлифовальная, пропан-бутан, кислород технический газообразный, ацетилен растворенный, ветошь такими товарами не являются.
Таким образом, довод жалоб ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ИП Варламовой И.С. касательно того, что заказчик установил требования к расходными материалами, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в аукционной документации к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки помимо прочих документов участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: согласно требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": копию действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В требованиях к участникам закупки, содержащихся в аукционной документации, заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе, отсутствуют указанные требования к участникам электронного аукциона, установленные заказчиком в аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано следующее: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 cтатьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует".
В то же время Законом о контрактной системе не предусмотрена такая форма изложения информации, которая должна содержаться в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" о том, что заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о необходимости наличия у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, признан Комиссией обоснованным. Ввиду чего заказчик признается нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 10.10.2016 16:07. Дата и время окончания подачи заявок в указанном извещении установлена заказчиком на 25.10.2016 12:00. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 500 000,00 рублей
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
То есть срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе начинает исчисляться с 11.10.2016. Пятнадцатый день выпадает на 25.10.2016. Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, поскольку 25.10.2016, в течение всего дня, участники закупки должны были иметь возможность подать заявки на участие в электронном аукционе. Таким образом, указанными действиями заказчик нарушил часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду вышеизложенного довод жалобы ООО "Профит плюс" в отношении исчисления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе признан Комиссией обоснованным.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в пункте 2.3. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона, установлено, что оплата осуществляется путем безналичного расчета в течение 10 (десяти) дней после приема работ по акту приема-передачи по форме КС-2 с предоставлением справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счета-фактуры, с направлением счета на оплату выполненных и принятых объемов работ.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Таким образом, Закон о контрактной системе связывает возникновение обязательства по оплате с датой подписания документа о приемке.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный документ составляется лицами, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу части 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку, в силу части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участниками закупки могут быть не только юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, но и любые физические лица, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то указанные субъекты, добровольно выбирав режим налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, имеют возможность представить только те документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении того или иного режима налогообложения.
Таким образом, Комиссия установила, что в зависимости от добровольно выбранного исполнителем режима налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, и ввиду отсутствия обязанности исполнителя производить изменение режима налогообложения с целью предоставления императивно определенного заказчиком документа, предусмотренного только для определенного режима налогообложения, действия заказчика, связанные с формулированием порядка оплаты оказанных услуг, являющихся предметом контракта, в пункте 2.3. проекта контракта с предоставлением исполнителем счета-фактуры противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы ООО "Профит плюс", касающийся данного положения проекта контракта, признан Комиссией обоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" обоснованной в части нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, при определении содержания извещения о проведении электронного аукциона.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 13 статьи 34, части 3 статьи 63, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 октября 2016 г. N 1761
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016