Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 ноября 2016 г. N 1769
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - "Комиссия"), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского при проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг по охране объектов КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского, закупка N 0319200040416000126 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика при проведении закупки (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщении о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Из содержания жалобы следует, что ООО ЧОО "Илир" считает, что заказчик изменил в аукционной документации технические требования к эквиваленту служебного оружия ограниченного поражения (заказчику требуется модель Р226ТС) в части максимальной длины эквивалента, максимальной массы и добавил дополнительное требования о наличии действующего сертификата на оружие с целью ограничения количества участников закупки.
Также в доводах жалобы ООО ЧОО "Илир" указывает на сговор заказчика и ООО "ОА "Эльбрус" с целью ограничения конкуренции.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, поскольку требования к оружию для исполнителя по контракту были установлены на основании Закона РФ N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Правил оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N587, в соответствии с которыми установлено, что в случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
Кроме того, заказчик отметил, что указание таких характеристик оружия ограниченного поражения с патронами травматического действия вызвано, в том числе, действиями подателя жалобы: при подготовке документации к размещению закупки, заказчик анализирует не только нормы законодательства, но и практику по предмету закупки, как судебную, так и практику УФАС. В частности, заказчик ознакомился с Решениями Красноярского УФАС в отношении жалоб ООО ЧОО "Илир" по электронному аукциону на охранные услуги КГБУЗ "Краевая клиническая больница". В жалобе ООО ЧОО "Илир" указывал на то, что пистолет ХОРХЕ-С уже невозможно приобрести, так как его нет в продаже и что его реализация запрещена с 20.11.2015.
Пистолет Р226ТС, который указан в документации, является сертифицированным в установленном порядке служебным оружием, имеется в обращении, его можно приобрести в соответствующих магазинах города Красноярска, он может использоваться охранными организациями для охраны имущества в виде вооруженной охраны, наравне с эквивалентным ему оружием, технические характеристики эквивалентности которого указаны в документации. Под технические характеристики эквивалентности Р226 ТС подходят пистолеты МР-471 кал. 10х23Т, ХОРХЕ-С кал. 9 Р.А., ХОРХЕ-ЗМС кал. 9 Р.А., ХОРХЕ-1С кал. 9 Р.А. Исходя из этого выбора, получилось изменение максимальной длины и массы оружия. Изменение данных показателей не являлось самоцелью заказчика. Кроме того, при подготовке к рассмотрению жалобы заказчиком был сделан запрос в Управление службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю на предоставление информации о количестве частных охранных организаций, которые используют в своей деятельности служебное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия, таких как: Р226 ТС, МР-471, ХОРХЕ-С, ХОРХЕ-ЗМС, ХОРХЕ-1С. В ответе на данный Запрос от 31.10.2016 N33/1568 заказчику было сообщено, что на территории Красноярского края более сорока охранных предприятий используют в своей деятельности оружие такого типа.
Также заказчик пояснил, что истечение срока сертификата, указанного в сертификате, не означает прекращение его действия и не делает его недействительным. Однако действие сертификата может быть приостановлено либо прекращено соответствующим органом, в таком случае сертификат будет являться недействующим, тогда это влечет приостановление или прекращение реализации продукции.
Заседание Комиссии по рассмотрение жалобы состоялось 01 ноября 2016 года в 11 часов 05 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Бутан Наталья Владимировна (доверенность б/н от 31.12.2015, удостоверение личности);
- представитель подателя жалобы - Мальчиков Евгений Сергеевич (решение от 10.02.2016, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "Региональный отряд специализированной охраны" Гудков Юрий Евгеньевич (решение N2 от 25.01.2013, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "ОА "Эльбрус" Зайцев Леонид Евгеньевич (доверенность б/н от 01.11.2016, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "ОА "Эльбрус" Масол Игорь Альбертович (доверенность б/н от 01.11.2016, удостоверение личности).
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, заслушав пояснения лиц, допущенных к рассмотрению жалобы по существу, в связи с необходимостью дополнительного исследования представленных Комиссии документов и сведений, Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 02.11.2016, 10 часов 00 минут (время местное).
После окончания объявленного перерыва на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Бутан Наталья Владимировна (доверенность б/н от 31.12.2015, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "Региональный отряд специализированной охраны" Гудков Юрий Евгеньевич (решение N2 от 25.01.2013, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "ОА "Эльбрус" Зайцев Леонид Евгеньевич (доверенность б/н от 01.11.2016, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "ОА "Эльбрус" Масол Игорь Альбертович (доверенность б/н от 01.11.2016, удостоверение личности).
Рассмотрев жалобу, проанализировав представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, допущенных к рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона на оказание комплекса услуг по охране объектов КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского, закупка N 0319200040416000126.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром".
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что пунктом 9 технического задания установлены требования к применяемому оружию (пистолет модель МР-71 и пистолет модель Р226ТС) и установлены технические характеристики эквивалентности такого оружия.
Комиссия не признает довод жалобы, касающиеся требований к техническим характеристикам оружия, как обоснованный ввиду следующего:
- требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено;
- подателем жалобы не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки;
- согласно пояснению заказчика под технические характеристики эквивалентности Р226 ТС подходят пистолеты МР-471 кал. 10х23Т, ХОРХЕ-С кал. 9 Р.А., ХОРХЕ-ЗМС кал. 9 Р.А., ХОРХЕ-1С кал. 9 Р.А;
- пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность;
- действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников, если следствием данного расширения станет вероятность получения заказчиком товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик.
Кроме того, в пункте 9 технического задания, являющегося приложением к аукционной документации, содержится требование к служебному оружию, согласно которому служебное оружие должно быть сертифицированным в установленном законом порядке в качестве служебного оружия, сертификат соответствия на используемое оружие должен быть действующим.
Согласно Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" служебное оружие подлежит обязательной сертификации, то есть на служебное оружие необходимо получать документ, удостоверяющий соответствие такого оружия требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О техническом регулировании" N184-ФЗ сертификат соответствия действует в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение во время действия сертификата, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством.
Согласно статье 28 закона о техническом регулировании, заявитель (то есть лицо, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия), в том числе, обязан:
- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия приостановлено либо прекращено;
- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что для продавца и потребителя сертифицируемой продукции сертификат соответствия является действующим (то есть актуальным, действительным) на весь срок годности или срок службы товара, если действие такого сертификата не приостановлено и не прекращено. Срок действия, указанный на сертификате указан для заявителя (лица, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия), поскольку по истечению указанного в нем срока указанному лицу необходимо прекратить реализацию выпущенной продукции только после окончания его действия.
Таким образом, требование наличия действующего сертификата обусловлено правом заказчика удостовериться, что требующаяся ему услуга будет оказываться с использованием оружия надлежащего качества, сертификат на производство и реализацию которого не приостановлен и не прекратил действия.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не признает довод жалобы, касающиеся требования заказчика о наличие действующего сертификата на оружие, как обоснованный.
Кроме того, в жалобе содержаться доводы, касающиеся нарушения заказчиком антимонопольного законодательства. В связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы жалобы в структурное подразделение Красноярского УФАС России, специализирующееся на осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, с целью установления факта наличия/отсутствия в действиях заказчика нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
2. Передать материалы жалобы ООО ЧОО "Илир" в структурное подразделение Красноярского УФАС России, специализирующееся на осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, с целью рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 ноября 2016 г. N 1769
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016