Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 ноября 2016 г. N 1789
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрации поселка Учами Эвенкийского муниципального района Красноярского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг на строительство нежилого здания для нужд Администрации поселка Учами, закупка 0319300224516000001, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона и жалобы ООО "АгроПремиум" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению ООО "Стройинвест", в извещении об электронном аукционе установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, противоречащее нормам Закона о контрактной системе.
Во-вторых, по мнению ООО "Стройинвест", заказчиком не предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника, в случае если будет предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов будет ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В-третьих, по мнению ООО "АгроПремиум", в пункте 1 Приложения N 1 к Техническому заданию, являющемуся частью аукционной документации, заказчик при описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары (согласно требованьям аукционной документации).
В-четвертых, по мнению ООО "АгроПремиум", в пункте 2 Приложения N 1 к Техническому заданию, являющемуся частью аукционной документации, заказчик при описании объекта закупки установил значения показателей требующегося товара, позволяющие участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандартов качества, которым должны соответствовать такие товары (согласно требованьям аукционной документации).
В-пятых, по мнению ООО "АгроПремиум", в соответствии с п. 20, п. 22 п. 23, п. 29, п. 30 Приложения N 1 к Техническому заданию заказчик требует к использованию при проведении работ Бруски обрезные по ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80. При этом заказчик устанавливает требование к брускам - не хуже определенного сорта. Указанные ГОСТ не содержат такого понятия, как хуже или лучше определенного сорта. В связи с этим описание объекта закупки не является объективным и участник закупки не в силах достоверно определить, какой сорт пиломатериалов допустимо использовать при проведении работ.
Пояснения по доводам жалобы до момента ее рассмотрения заказчик в адрес Красноярского УФАС не предоставил.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС", проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг на строительство нежилого здания для нужд Администрации поселка Учами, закупка 0319300224516000001.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Такие дополнительные требования установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Объектом рассматриваемой закупки являются строительство нежилого здания (согласно извещению об электронном аукционе код ОКПД 2 41.20.40.000).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, дополнительные требования устанавливаются при проведении закупки на "Выполнение работ строительных, включенных в коды 41, 42, 43, 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей".
Вместе с тем, согласно аукционной документации и извещению об электронном аукционе, начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 543 997,00.
Таким образом, дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не должны устанавливаться к участникам рассматриваемой закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, проанализировав извещение об электронном аукционе, размещенное заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что в разделе "Требования к участникам" заказчик установил следующее: "1 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) УСТАНОВЛЕННО".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы ООО "Стройинвест" является обоснованным, а действия заказчика установившего излишнее требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Кроме того, на основании части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Проанализировав проект контракта, являющийся частью документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что с целью реализации антидемпинговых мер, заказчиком предусмотрено следующее:
"10.2.1. Если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса".
Вместе с тем, согласно аукционной документации и извещению об электронном аукционе, начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 543 997,00.
Таким образом, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком не предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия признала довод ООО "Стройинвест", относительно данного положения контракта, обоснованным, а заказчика нарушавшим положения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели и требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, которые предусмотрены соответствующим техническим регламентам и стандартам качества.
Таким образом, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным соответствующим стандартом качества, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям стандарта качества, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта качества показатели и (или) их значения.
Вместе с тем, проанализировав требования к техническим характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, указанные в Приложении N 1 к Техническому заданию, являющемуся частью аукционной документации, Комиссия установила, что в нем содержатся, в том числе, следующие:
N пп |
Регламентирующий документ |
Наименование материала |
Параметры определения соответствия потребностям Заказчика |
1. |
Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строи-тельства. Техниче-ские условия |
Профилированный лист с полимерным покрытием |
Обозначение профилированного листа: Н60-845-0,7 Полезная (рабочая) ширина профлиста - не менее 0,85 м.; полная (общая, габаритная) ширина профлиста - более 0,9 м. полезная (рабочая) площадь одного листа без учета поперечного нахлеста (перекрытия) = не менее 0,85 м. полная (общая, габаритная) площадь одного листа = не менее 0,9 м. Масса 1п/м длины, кг не более 8,4 Предельное отклонение, мм По высоте профиля +/-1,5 По ширине профиля - _8,0 По высоте профиля - _10,0 |
При этом, в ГОСТ 24045-2010 не установлены, в том числе, такие характеристики, как полезная (рабочая) ширина профлиста. Кроме того, в соответствии с п. 4.3.1 и Таблицей 1 ГОСТ 24045-2010 предельное отклонение по высоте для листа с высотой профиля 60 мм должно составлять 0,5 мм. Вместе с тем, заказчик дважды устанавливает характеристику "предельное отклонение по высоте профиля" с показателями противоречащими, как и друг другу, так установленному в ГОСТ 24045-2010.
Таким образом, значения, содержащиеся в пункте 1 Приложения N1, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые не предусмотрены, или противоречат требованиям ГОСТ 24045-2010, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе. Кроме того, параметры определения соответствия потребностям заказчика по позиции "Профилированный лист с полимерным покрытием" не носят объективного характера, поскольку, если для заказчика имеет значение характеристика "предельное отклонение по высоте профиля" и характеристика "монтажная ширина профлиста" (предусмотренная в ГОСТ 24045-2010), то заказчик должен был указать конкретное, объективное требование к объекту закупки (к его характеристикам).
Проанализировав требования к техническим характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, указанные в Приложении N 1 к Техническому заданию, являющемуся частью аукционной документации, Комиссия установила, что в нем содержатся, в том числе, следующие:
2. |
Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия |
Не менее 2-х камерный стеклопакет простой/с энергосберегающим И -стеклом |
Толщина должна быть, мм 32-44; Вес 1 кв.м., кг может быть 34,3-36,9; Звукоизоляция, дБ должна быть 29-31; Коэф. сопротивления теплопередаче должен быть, м2с/Вт 0,47-0,72; Коэф. пропускания света должен быть 0,66-0,72; Коэф. общего пропускания солнечной энергии должен быть 0,5-0,77; |
При этом, в соответствии с таблицей 2 п. 5.3.1 ГОСТ 30674-99 к оконным блокам установлено требование о классе звукоизоляции не ниже Д. В соответствии с ГОСТ 23166-99 классу Д соответствует значение в диапазоне 25-27 дБ. В соответствии с таблицей 2 п. 5.3.1 ГОСТ 30674-99 к оконным блокам установлен придел общего коэффициента светопропускания, составляющий 0,35-0,60.
Таким образом, значения, содержащиеся в документации об аукционе позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 30674-99, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
Проанализировав требования к техническим характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, указанные в Приложении N 1 к Техническому заданию, являющемуся частью аукционной документации, Комиссия установила, что по позициям 20, 23, 26, 29, 30, 34, 36, 41 заказчик устанавливает требование к характеристикам материалов, используемых при выполнении работ быть "не хуже".
Однако, согласно пункту 2 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией не установлен факт наличия в технических регламентах или иных стандартах, таких пороговых значений показателей и свойств продукции, как "хуже", "лучше", "не хуже", "не лучше". Кроме того, документация об электронном аукционе, в том числе, в части инструкции по подготовки заявки, не содержит указания, как определить конкретные значения показателей, сопровождающихся такого рода пороговыми значениями, которое однозначно будет понято всеми участниками закупки. Ввиду чего, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование заказчика противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы жалобы ООО "АгроПремиум" признаны Комиссией обоснованными, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 31, части 2 статьи 37, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 ноября 2016 г. N 1789
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016