Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 8 ноября 2016 г. N 07-15/2016-270
Дата оглашения решения: 09 ноября 2016 года город Иваново
Дата изготовления решения: 11 ноября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Татьяны Алексеевны - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой Анны Александровны - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой Анастасии Ивановны - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Афанасьевой Анны Александровны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой Александры Алексеевны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - Заказчик): Девятериковой Елены Александровны (доверенность N 33 от 08.11.2016), Плешановой Марины Валентиновны (доверенность N 34 от 08.11.2016),
в отсутствие представителей ООО "Доминант" (далее - Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом, от Уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей),
УСТАНОВИЛА:
01.11.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Доминант" на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Василево-Ермолино-кирпичный завод (км 2+100-5+100) в Ивановском районе Ивановской области (извещение N0133200001716003059).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, Заявитель считает, что в аукционной документации установлены избыточные требования к характеристикам щебня фракции 20-40 и щебня фракции 40-80, для указания показателей которых необходимо проведение испытаний. По мнению Заявителя, установление данных требований указывает на необъективный характер описания объекта закупки.
Из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ), что свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
25.10.2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0133200001716003059 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Василево-Ермолино-кирпичный завод (км 2+100-5+100) в Ивановском районе Ивановской области.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены, в том числе следующие требования к щебню фракции 20-40 и щебню фракции 40-80:
Щебень фр. 20-40 мм |
Содержание дробленых зерен - не менее 80 % Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - до 35% по массе; Содержание зерен слабых пород - до 10% по массе; Содержание пылевидных и глинистых частиц - до 1% по массе; Содержание глины в комках - до 0,25% по массе; Полные остатки на контрольных ситах, % по массе: - 1,25 D наиб - до 0,5 - Dнаиб - до 10 - 0,5(Dнаиб + Dнаим) - от 30 до 60 - Dнаим - от 90 до 100 |
Щебень фр. 40-80 мм |
Содержание дробленых зерен - не менее 80 % Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - до 35% по массе; Содержание зерен слабых пород - до 10% по массе; Содержание пылевидных и глинистых частиц - до 1% по массе; Содержание глины в комках - до 0,25% по массе; Полные остатки на контрольных ситах, % по массе: - 1,25 D наиб - до 0,5 - Dнаиб - до 10 - 0,5(Dнаиб + Dнаим) - от 30 до 60 - Dнаим - от 90 до 100 |
Вместе с тем, согласно п. 8 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке работы должны быть выполнены в строгом соответствии с требованиями, в том числе следующих нормативно-технических документов:
- ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия";
- СП 34.13330.2012 "Свод правил Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85".
Исходя из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, показатели к щебню фракции 20-40 и щебню фракции 40-80, установлены в полном соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" и СП 34.13330.2012 "Свод правил Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85". Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили о том, что в случае указания участником закупки только лишь соответствия товара вышеуказанным нормативно-техническим документам, такая заявка была бы допущена до участия в электронном аукционе.
Таким образом, учитывая указание Заказчиком в документации о закупке требования об обязательном соответствии выполняемых работ данным нормативно-техническим документам, потребность в установлении излишне детальных требований к характеристикам щебня у Заказчика отсутствует.
Кроме того, в соответствии с п. 33 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке в первой части заявки участника электронного аукциона должна быть представлена информация обо всех показателях товара (материала), установленных в разделе III "Техническое задание" (конкретные показатели).
Однако исходя из положений ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний" конкретные показатели щебня определяются путем проведения соответствующих испытаний. Установление требований к щебню фракции 20-40 и щебню фракции 40-80 затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемого товара, точное определение которых возможно только после проведения испытаний.
В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к щебню фракции 20-40 и щебню фракции 40-80 являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Василево-Ермолино-кирпичный завод (км 2+100-5+100) в Ивановском районе Ивановской области (извещение N0133200001716003059) обоснованной.
2. Установить в действии Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Афанасьева
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 8 ноября 2016 г. N 07-15/2016-270
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2016