Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2016 г. N 438/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителей от заказчика Иванова Е.В., от уполномоченного органа Лысяк И.Н., в отсутствии представителей от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Строй-Эксперт" на положение конкурсной документации - утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: Выполнение инженерных изысканий для объекта "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены (Пассажирская подвесная канатная дорога с 6-ти местными отцепляемыми креслами на горе Красная в г. Южно-Сахалинске)" (извещение N 0161200003716000111),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалобы ООО "Строй-Эксперт" (далее - Общество, Заявитель) на положение конкурсной документации - утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области (далее также - Уполномоченный орган) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: Выполнение инженерных изысканий для объекта "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены (Пассажирская подвесная канатная дорога с 6-ти местными отцепляемыми креслами на горе Красная в г. Южно-Сахалинске)" (извещение N 0161200003716000111) (далее - конкурс),
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению заявителя, конкурсная документация содержит требования которые нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ 28.09.2016 18:06 (МСК+8) опубликовано извещение о проведении конкурса и документация к нему утвержденная Уполномоченным органом. 05.10.2016 11:31 (МСК+8) в извещение внесены изменения.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик неправомерно, в нарушение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе, установил в качестве критерия наличие исключительно собственной испытательной лаборатории. Кроме того, заказчиком неправомерно установлено требование, о том, что испытательная лаборатория должна находиться исключительно на территории Сахалинской области.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закон о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе указанно, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно - в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе гласит, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе одним из критериев для оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п.п. "в" п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть также обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
В Разделе IV конкурсной документации указан критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки): и установлен показатель к нему "Наличие собственной компетентной в заявленной области деятельности испытательной лаборатории (компетентность испытательной лаборатории должна быть подтверждена государственным региональным центром стандартизации, метрологии и испытаний копия документа, подтверждающая факт нахождения лаборатории на территории Сахалинской области, и копия (копии) свидетельств(а) о состоянии измерений в лаборатории".
Комиссия Сахалинского УФАС России решила, что установление показателя о наличии в собственности испытательной лаборатории расположенной на территории Сахалинской области ставит в преимущественное положение участников конкурса которые имеют такие лаборатории, что приводит к ограничению конкуренции. Вместе с тем, законом допускается устанавливать показатель с наличием арендованных производственных мощностей.
Кроме того установление показателя о наличии в собственности испытательной лаборатории расположенной на территории Сахалинской области лишило Общество возможности конкурировать с другими участниками конкурса, поскольку организации отсутствует собственная испытательная лаборатория.
Факт ограничения конкуренции также подтверждается протоколом вскрытия конвертов от 26.10.2016 NПВК1 для закупки N0161200003716000111, из которого следует что на участие в конкурсе подана лишь одна заявка.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Эксперт" на положение конкурсной документации - утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: Выполнение инженерных изысканий для объекта "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены (Пассажирская подвесная канатная дорога с 6-ти местными отцепляемыми креслами на горе Красная в г. Южно-Сахалинске)" (извещение N 0161200003716000111) - обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Уполномоченному органу, конкурсной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии К.В. Солонин
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2016 г. N 438/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016