Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2016 г. N 442/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заказчика - Жестянковой М.С., доверенность от 31.10.2016 N 63; Солдатиковой А.Е., доверенность от 31.10.2016 N 63,
рассмотрев жалобу ООО "Восток" на незаконные действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ФГБНУ "СахНИРО") по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Поставка автомобильного топлива (нефтепродуктов) с использованием системы топливных карт, через АЗС на территории Сахалинской области для автотранспорта ФГБНУ "СахНИРО"" (извещение N 0361100013716000130),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Восток" на незаконные действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ФГБНУ "СахНИРО") по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Поставка автомобильного топлива (нефтепродуктов) с использованием системы топливных карт, через АЗС на территории Сахалинской области для автотранспорта ФГБНУ "СахНИРО"" (извещение N 0361100013716000130).
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик выдвинул не соответствующее закону требование о наличие у поставщика производственных мощностей, технологического оборудования, других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, указав в документации об электронном аукционе следующие: пункт 7. Место поставки Товара: Через АЗС, расположенные на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское).
По мнению Заявителя жалобы, документация о проведении электронного аукциона содержит нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а Заказчик намеренно ограничил количество потенциальных участников закупки.
Представители Заказчика не согласны с доводами жалобы и просят признать жалобу необоснованной, так как согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной систем не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон N 44-ФЗ допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из его потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать те требования к товару, которые являются наиболее значимыми для него.
Так же в соответствии со статьей 31 федерального закона N 44 определены требования, предъявляемые к участникам закупки. Правила, установленные данной статьей ФГБНУ "СахНИРО" соблюдены в полном объеме. Так, в соответствующем разделе рассматриваемого извещения указаны лишь два требования к участникам: единые требования к участникам (в соответствии с п.1 ст. 31 Федерального закона N 44) и требования об отсутствии информации об участнике в Реестре недобросовестных поставщиков. Таким образом, вывод Заявителя об установлении требований (в части наличия производственных мощностей), не предусмотренных законом, не соответствует фактическим обстоятельствам. Напротив, действующее законодательство и функционал Сайта требует от Заказчика подробно указывать в Извещении и Документации место передачи товара.
В извещении о проведении электронного аукциона, проекте контракта указано, что место доставки товара: Через АЗС, расположенные на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское) Вследствие этого, установление в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта требования, что Поставщик обязан произвести поставку (отпуск) нефтепродуктов на АЗС на территории Сахалинской области, расположенных г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское, что обусловлено спецификой деятельности учреждения и не нарушает норм законодательства о контрактной системе.
По представленному списку автотранспорта в количестве 13 автомобилей, (Приложения N2 Контракта) ФГБНУ "СахНИРО" на заседании Комиссии пояснило, что Институт имеет в ведении специально подготовленный экспедиционный автотранспорт высокой проходимости (в т.ч. с прицепами) и соответственно со значительным расходом, как дизельного топлива, так и бензина. В летнее время экспедиции также снаряжаются моторными лодками, в зимнее - снегоходами. Кроме того Институт имеет в ведении два морских судна, находящиеся в порту Корсаков. Для транспортировки работников к морским судам и для взаимодействия с портовыми властями также используется автотранспорт Института.
Таким образом, Институту необходимо снабжение экспедиционной техники топливом помимо места отправки из Южно-Сахалинска также в других населенных пунктах - п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что исключить из условий исполнения Контракта места передачи топлива п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское и заправлять транспорт только в Южно-Сахалинске топливом в объемах, необходимом на весь срок экспедиции, не представляется возможным, также перевозка топлива из Южно-Сахалинска в дополнительных емкостях противоречит требования безопасности.
Также представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя, что условие об осуществлении заправки на восьми АЗС является требованием к производственным мощностям Поставщика. По их мнению, в извещении о проведении электронного аукциона нет требования о владении и о наличии сети АЗС у Поставщика, а есть требование к месту доставки товара.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Заказчиком размещено на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru. извещение о проведении электронного аукциона от 19.10.2016 "Поставка автомобильного топлива (нефтепродуктов) с использованием системы топливных карт, через АЗС на территории Сахалинской области для автотранспорта ФГБНУ "СахНИРО"".
При осуществлении закупки заказчик в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из извещения о проведении электронного аукциона по закупке (извещение N 0361100013716000130), размещенного в единой информационной системе, следует, что Заказчиком установлены следующие требования пункт 6. Место поставки Товара: Через АЗС, расположенные на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское).
Так же в соответствии с пунктом 7 информационной карты аукционной документации место поставки товара: Через АЗС, расположенные на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское).
В соответствии с пунктом 2.1. проекта Контракта: Отпуск Товара производится с АЗС на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское) через топливораздаточные колонки наливом в бак автомобиля, подаваемого заказчиком (доверенным лицом).
Проведя анализ документов о проведении электронного аукциона, представленные пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что требования Поставка автомобильного топлива (нефтепродуктов) с использованием системы топливных карт, через АЗС на территории Сахалинской области для автотранспорта ФГБНУ "СахНИРО" обусловлена, прежде всего, спецификой деятельности Заказчика и количеством автомобилей, находящиеся на балансе учреждения.
Кроме того, требование о наличии восьми АЗС Поставщика не указывает на владение или наличие сети АЗС у Поставщика, а лишь определяет место доставки нефтепродуктов на АЗС, расположенных г. Южно-Сахалинск, п. Охотское, г. Корсаков, г. Невельск, пгт. Ноглики, пгт. Смирных, г. Макаров, пгт. Тымовское.
Заявитель не представил документального подтверждения, а Комиссия не выявила в документации Заказчика требования к наличию производственных мощностей у Поставщика. Таким образом, нарушения в действиях Заказчика требований Закона о контрактной системе отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Восток" на незаконные действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ФГБНУ "СахНИРО") по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Поставка автомобильного топлива (нефтепродуктов) с использованием системы топливных карт, через АЗС на территории Сахалинской области для автотранспорта ФГБНУ "СахНИРО"" (извещение N 0361100013716000130) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии К.В. Солонин
Е.А. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 ноября 2016 г. N 442/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016