Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 ноября 2016 г. N 441/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителей от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., от заказчика - Дойко Е.Ю., Гиндулина Д.Б., от заявителя - Заводчикова Д.В., Просвиркиной Е.А., рассмотрев жалобу ПАО "Мегафон" на незаконные действия - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по предоставлению круглосуточного неограниченного доступа к информации сети Интернет посредством IP VPN канала, управляемого централизованной системой контент-фильтрации" (извещение N 0361200015016004148),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ПАО "Мегафон" (далее также - Заявитель, Общество) на действия уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее также - Уполномоченное учреждение) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по предоставлению круглосуточного неограниченного доступа к информации сети Интернет посредством IP VPN канала, управляемого централизованной системой контент-фильтрации" (извещение N 0361200015016004148) (далее - аукцион).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению Заявителя, аукционная документация утвержденная уполномоченным учреждением содержит нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
10.10.2016 17:37 (МСК+8) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Уполномоченным учреждением.
Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:
1) В предмет одного лота Заказчиком неправомерно включены два различных вида услуг, технически и функционально не связанных между собой, одна из которых не соотносится с предметом контракта. Так в частности, предметов закупки выступает: оказание услуг доступа к сети интернет; организация фильтрации интернет-трафика; поставка оборудования. Заказчиком в техническом задании указано "Исполнитель для доступа к сети IP-VPN должен осуществить поставку, установку (монтаж) оборудования на/в зданиях Заказчика согласно приведенному в техническом задании адресному списку в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента заключения договора.
2) Заказчиком установлены требования, которые могут быть выполнены только одним участником Закупки. В проекте Государственного контракта предусмотрено, что необходимо обеспечить работу технической службы поддержки ежедневно и круглосуточно по телефону 88002003000. Согласно сведениям с официального сайта ПАО "Ростелеком" указанный номер является службой поддержки клиентов юридических лиц, то есть его условия может выполнить только одно лицо - ПАО "Ростелеком".
3) Заказчик необоснованно установил требования к технологиям оказания услуг связи. Определение конкретного способа организации по оптическому волокну не отвечает требованиям действующего законодательства.
4) Документацией предусмотрены случаи изменения Контракта, не предусмотренные действующим законодательством.
5) Документация о закупке не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным Заказчиком требованиям. Из текста аукционной документации не явствует, в чем именно должно заключаться "Наличие у Исполнителя прямого подключения к точке обмена Сахалинским трафиком (пиринговому узлу)", почему оно "Сахалинское", и о каком "прямом подключении" идет речь в аукционной документации, что такое "- Фильтрующий DNS сервер должен блокировать доступ к категориям ресурсов, несовместимых с целями образования" - какие четкие критерии отнесения информации к категориям".
6) Описание объекта закупки не соответствует требованиям ГОСТа Р 53731-2009 "Качество услуг связи. Термины и определения", ГОСТу Р 55387-2012 "Качество услуги "Доступ в Интернет". Показатели качества, ГОСТу Р 53728-2009 "Качество услуг "Передачи данных".
Иные показатели, требования, условные обозначения и термины заказчик может применить, обосновав необходимость их использования в документации о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44- ФЗ). Однако в документации о закупке отсутствует данное обоснование, а также обоснование того, что именно данная услуга "Оказание услуг по предоставлению круглосуточного неограниченного доступа к информации сети Интернет посредством IP VPN канала, управляемого централизованной системой контент-фильтрации" необходима, соответствует реальным потребностям Заказчика и имеет нестандартные качественные и количественные характеристики.
7) К участнику закупки предъявляются требования, зависящие от воли третьих лиц. "Организация сети IP-VPN" устанавливается требования к услуге "не менее одного раза в полугодие должно проводиться техническое обслуживание оборудования, установленного у пользователя и принадлежащего оператору. Техническое обслуживание проводится согласно графику, согласованному с трех сторон: заказчик, оператор, родители (законные представители) ДИ, детей с ОВЗ, руководитель 00_". Такое положение является вмешательством во внутреннюю хозяйственную деятельность Заказчика, а также требованием к производственным мощностям Заказчика, что прямо запрещено действующим законодательством.
Часть 2 ст. 8 Закона о контрактной системе гласит: Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 6 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
1. Комиссией установлено, что Уполномоченное учреждение при описании объекта закупки действовал в рамках Закона о контрактной системе и, не нарушая его нормы. Выполнение услуг указанных в техническом задании документации, вызвано объективной потребностью Заказчика, и разделение их на отдельные лоты нецелесообразно, так как все услуги взаимосвязаны и их выполнение объективно должно выполняться в рамках одного контракта.
Также не установлено требований к участникам закупки о наличие производственных мощностей.
Кроме того, представитель Заявителя на рассмотрении жалобы заявил, что Общество может выполнить услуги, предусмотренные аукционной документацией. По результатам рассмотрения первого довода у Заявителя отпала необходимость в заявленном требовании.
2. Согласно п. 5.4.7 Проекта контракта Предоставлять Заказчику услуги круглосуточно, а также обеспечить работу технической службы поддержки ежедневно и круглосуточно по телефону 88002003000, за исключением проведения объявленных профилактических работ, а также случаев, связанных с авариями, произошедшими по независящим от Исполнителя причинам. Другие службы (отдел маркетинга, бухгалтерия и др.) функционируют только в рабочие дни с 9:00 до 16:42.
Согласно сведениям официального сайта ПАО "Ростелеком" указанный номер является службой поддержки клиентов юридических лиц, то есть является службой поддержки ПАО "Ростелеком".
В п. 14 Информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы заявил, что Общество ограничено в возможности подать заявку на участие в аукционе, так как заведомо выражая согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе не сможет оказать работу технической службы поддержки по телефону 88002003000 который принадлежит ПАО "Ростелеком".
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что указание в проекте контракта номера телефона является технической опечаткой специалиста составившего проект контракта и не может являться причиной для ограничения количества потенциальных участников закупки.
Комиссией также установлено, что на участие в аукционе подана одна заявка участника закупки ПАО "Ростелеком".
Учитывая изложенные обстоятельства и требования аукционной документации, Комиссия пришла к выводу, что установление номера телефона 88002003000 в проекте контракта нарушает права и законные интересы участников закупки, так как такое требование влечет за собой ограничение количества участников, в том числе приводят к ограничению конкуренции. Не допускается устанавливать требования, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В связи с этим, Уполномоченное учреждение признается нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
3. В Техническом задании указаны параметры услуги для разных типов связи. При этом, исходя из анализа законодательных норм, следует учесть, что заказчик вправе включить такие характеристики товара или услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения функций учреждения образования. При этом заказчик вправе конкретизировать услугу с учетом специфики своей деятельности.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения на заседании пояснили, что речь идёт о высокоскоростном и широкополосном подключении с сети Интернет именно оборудования, размещённого в серверной Заказчика. Так же на заявленные условия к данному подключению, которые, на взгляд Заказчика, податель жалобы намерено упустил из внимания в своём письме, а именно:
Гарантированная пропускная способность канала не менее 50 Мбит/с с возможностью установления не менее 100 одновременных сессий по не менее 512 Кбит/с.
Услуга доступа к сети Интернет должна предоставляться с обеспечением следующих параметров качества канала доступа:
Сквозная задержка (delay) - не более 30 ms;
Вариация задержки (Jitter) - не более 20 ms;
высокая помехозащищенность, высокая защищенность от несанкционированного доступа, а так же географическое расположение серверной комнаты ЦДОДИ, а именно г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 111А.
Таким образом, условие о передаче данных Заказчику от Исполнителя и до серверной Заказчика с использованием оптовоколоконного кабеля не противоречит Закону.
4. При оспаривании положений документации в отношении изменения адреса оказания услуг заказчик указал условие о смене адреса услуги при переезде конечного пользователя при наличии технической возможности. Таким образом, указанное условие не является обязательным и не противоречит нормам законодательства и в частности, нормам Закона о контрактной системе.
5. В пятом доводе жалобы Заявитель просит разъяснить технический термин, а именно, что означает слово "Пиринг" - "соглашение провайдеров Интернет об обмене трафиком между своими сетями, а также техническое взаимодействие, реализующее данное соглашение: соединение сетей и обмен информацией о сетевых маршрутах по протоколу динамической маршрутизации" Так же возникает вопрос, почему именно "Сахалинское".
Заказчик на рассмотрении жалобы пояснил, что все адреса указанных в Техническом задании, как точки подключения к EP-VPN находятся на территории острова Сахалин и для ускорения обмена трафиком между ними и ресурсами сети Интернет, находящимися на территории острова Сахалин и выдвинуты эти условия, формулировка которых, на наш взгляд, более чем ясна для специалистов уровня провайдеров Интернет.
Что касается вопроса "что такое "Фильтрующий DNS сервер должен блокировать доступ к категориям ресурсов, несовместимых с целями образования" - какие чёткие критерия отнесения информации к категориям".
"Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети интернет, реализованной министерством образования и науки Российской федерации. Установка средств контент-фильтрации "на все компьютерное оборудование общеобразовательных учреждений, имеющее доступ к сети Интернет", как то прописано в упомянутых Правилах, является экономически нецелесообразным, и неэффективным, а потому не рассматривается в рамках аукционной документации.
Таким образом, указанное требование Заказчика позволить оказывать детям и ОУ скоростной Интернет соответствующий требованиям, установленным в аукционной документации, а также защищает от категорий ресурсов, несовместимых с целями образования, которые указаны в п. 3 Технического задания.
6. Установлено, что в Уполномоченный орган указал все необходимые технические характеристики к требованию объекта закупки. А также указал, что качество услуги должно соответствовать требованиям законодательства, действующего на территории Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать требования о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам. В таких документах предусмотрены все необходимые требования к этим товарам, работам, услугам, а также их качественные и технические характеристики. Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуги, работы, товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом Заявитель не указал, какие конкретно показатели, требования, условные обозначения и терминология являются некорректными и не позволяют участникам закупки определить соответствие закупаемых услуг требованиям. На рассмотрении жалобы не пояснил.
7. "не менее одного раза в полугодие должно проводиться техническое обслуживание оборудования, установленного у пользователя и принадлежащего оператору", данная формулировка не обязывает Исполнителя проводить техническое обслуживание оборудование чаще, чем один раз в полугодие.
Утверждение Заявителя "составление данных актов зависит от волеизъявления третьих лиц, не связанных договорными отношениями между участниками закупки и не обладающих специальными познаниями или компетенцией", не имеет под собой никаких оснований. Как любое юридическое лицо, ведущее экономическую деятельность на территории РФ, Исполнитель обязан вести учёт ТМЦ приобретаемых им на баланс своего предприятия, и, как следствие, должен подписывать двух-сторонние акты приёмки передачи оборудования в момент подключения услуги согласно ТЗ, а следовательно вступить в договорные отношения с законными представителями по адресу подключения.
Также техническое обслуживание проводится согласно графика, согласованного тремя сторонами и обязанность согласования лежит не на исполнителе, а на Заказчике, поскольку именно он связан с родителями законные представители) ДИ, руководителями 00, детьми с ОВЗ.
Кроме того, Заявитель не указывает какая норма Закона о контрактной системе нарушена, и каким образом нарушаются права и законные интересы Общества.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Мегафон" на незаконные действия - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по предоставлению круглосуточного неограниченного доступа к информации сети Интернет посредством IP VPN канала, управляемого централизованной системой контент-фильтрации" (извещение N 0361200015016004148) - частично обоснованной по второму доводу жалобы.
2. Признать Уполномоченное учреждение в лице ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному учреждению, аукционной комиссии в лице ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 ноября 2016 г. N 441/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016