Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В отсутствии представителей сторон, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "СЛАВ-строй" и ООО "ГЕОПРОЕКТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Строительство объекта "Спортивная площадка в пгт. Южно-Курильске"" (извещение N 0161300002616000124),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступили жалобы ООО "СЛАВ-строй" (далее также - Заявитель, Общество) и ООО "ГЕОПРОЕКТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (далее также - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Строительство объекта "Спортивная площадка в пгт. Южно-Курильске"" (извещение N 0161300002616000124) (далее - аукцион).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
По мнению Заявителей жалоб, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
21.08.2016 14:57 (МСК+8) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок утвержденное Заказчиком.
Из жалобы ООО "ГЕОПРОЕКТ" следует, что жалоба подана на положения документации об аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного указанной статьей.
В извещении об электронном аукционе N 0161300002616000124 указано, что срок окончания подачи заявок истек 06.09.2016 09:00 (по местному времени).
Жалоба ООО "ГЕОПРОЕКТ" в Сахалинское УФАС России поступила посредством электронной почты 06.09.2016 в 22:39 (по местному времени), то есть после окончания срока подачи заявок. Таким образом, пропущен срок подачи жалобы на положения документации об аукционе.
Ввиду того, что данное обстоятельство установлено перед рассмотрением дела N 378/16, жалоба ООО "ГЕОПРОЕКТ" по существу не рассматривается, так как подлежала возврату.
Из доводов Общества следует, что Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как объединены в один лот различные услуги (работы) на объектах перечисленных в описании объекта закупки, что исключает участие хозяйствующих субъектов, заинтересованных в части выполнения работ например по асфальтобетонному покрытию.
Также указывает на нарушение ст.ст. 33 и 64 Закона о контрактной системе, так как документация содержит Указания на товарные знаки и знаки облуживания.
Кроме того, Заявитель считает, что в приложении к муниципальному контракту отсутствует Приложение N 2 "Локальный сметный расчет"
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии со ст. 13 Закон о контрактной системе установлено, что заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
Указанный объект закупки (Спортивная площадка в пгт. Южно-Курильске) включен в адресную инвестиционную программу Сахалинской области на 2016 год, утв. Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2016 года Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2015 года и объем финансирования по данному объекту на 2016 год составляет 25 078 7 00 рублей.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе установлены базовые принципы осуществления закупок, среди которых помимо принципа обеспечения конкуренции содержатся принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок.
"Спортивная площадка" как объект капитального строительства является единым объектом капитального строительства, объем финансового обеспечения по строительству которого установлен в соответствии с утвержденной адресной инвестиционной программой Сахалинской области, в отношении объекта "Спортивная площадка" разработана проектно-сметная документация в соответствии с которой Подрядчик должен выполнять строительно-монтажные работы.
В соответствии с ОКПД-2 ОК 34-2014, закупка по предмету: Выполнение работ по объекту: "Строительство объекта "Спортивная площадка в пгт. Южно-Курильске" должна быть отнесена к коду 42.99.22.110 "Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки" таким образом, довод Заявителя об объединении в один лот различных работ не находит своего подтверждения.
Кроме того, разделение процесса строительства "Спортивной площадки" по подкатегориям строительно-монтажных работ в соответствии с ОКПД-2 ОК 34-2014 приведет к нарушению базового принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок, установленного ст. 6 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что заказчиком объединены в один лот различные работы, тем самым ограничивается возможность участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства, не находит своего подтверждения.
В соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе установлены особенности участия в закупках субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций:
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СОНКО) в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Таким образом, при начальной максимальной цене лота выше 20 млн рублей, установление ограничения Заказчиком по участию в закупке только СМП и СОНКО невозможно. Кроме того, указанная норма закона способствует обеспечению принципа конкуренции и позволяет принимать участие в закупке не только СМП и СОНКО, но субъектам среднего и крупного предпринимательства, при этом не ограничивая возможность принять участие в закупке СМП и СОНКО.
В обеспечение требования, установленного ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе в части исполнения обязанности Заказчиком по осуществлению закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок, Заказчиком в аукционной документации установлена обязанность участника привлечь к исполнению контракта в объеме 50% субподрядчиков/соисполнителей из числа СМП и СОНКО, таким образом, указанное требование способствует участию в непосредственном выполнении работ СМП и СОНКО.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Заказчиком в статье 5 Аукционной документации указано: "в случае, если в настоящей документации об аукционе имеется указание на товарный знак, то считается, что такое указание по умолчанию сопровождается словами "или эквивалент". Кроме того, ст. 5 Аукционной документации содержит указание для участника закупки, что наименование и качественные (функциональные, технические) характеристики используемых материалов (товаров) отражены в ведомости материалов/оборудования (приложение к настоящей документации).
Ведомость материалов, установленная Заказчиком, которая является приложением к Аукционной документации, содержит указания на товарные знаки и производители. Каждое наименование используемого материала, в отношении которого Заказчиком установлено указание на товарный знак или производитель, сопровождается словами "или эквивалент", что исключает нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что в приложении к муниципальному контракту отсутствует Приложение N 2 "Локальный сметный расчет" так же не находит своего подтверждения. Так как локальный сметный расчет присутствует в составе документов, размещенных в извещении об аукционе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЛАВ-строй" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Строительство объекта "Спортивная площадка в пгт. Южно-Курильске"" (извещение N 0161300002616000124) - необоснованной.
2. Жалобу ООО "ГЕОПРОЕКТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Строительство объекта "Спортивная площадка в пгт. Южно-Курильске"" (извещение N 0161300002616000124) по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 сентября 2016 г. N 378/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016