Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 ноября 2016 г. N 448/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителя от заявителя - Сосолятиной К.С., в отсутствии представителей от заказчика и уполномоченного органа, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "НефтеГазКомплект" на положения конкурсной документации утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района для определения поставщика путем двухэтапного конкурса по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция моста через р. Гончаровка на км 379+280 автодороги аэропорт Шахтерск-Бошняково" (извещение N 0361300004616000398),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "НефтеГазКомплект" (далее также - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района (далее также - Заказчик) для определения поставщика путем двухэтапного конкурса по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция моста через р. Гончаровка на км 379+280 автодороги аэропорт Шахтерск-Бошняково" (извещение N 0361300004616000398) (далее - конкурс).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению Заявителя, конкурсная документация утвержденная Заказчиком содержит нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
14.10.2016 15:45 (МСК+8) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о двухэтапном конкурсе, в том числе конкурсная документация утвержденная Заказчиком, по согласованию с Администрацией Углегорского муниципального района (отдел муниципального заказа администрации Углегорского муниципального района).
Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:
1) С требованием Заказчика о необходимости наличия опыта выполнения работ, аналогичного предмету закупки, в условиях расположения объекта работ в сейсмических районах строительства (8 и более баллов) не согласен, считает неправомерным и противоречащим положениям действующего законодательства.
2) Предметом закупки является выполнение работ на разработку проектной документации. При этом в условиях Конкурсной документации не содержится указаний, что в данные работы включены работы по выполнению инженерных изысканий, однако согласно п.17 и п.18 Технического задания в состав результата работ, предоставляемого Заказчику по итогам выполнения работ включен технические отчеты о выполненных инженерных изысканиях включающий в себя результат работ о выполненных инженерно-геодезических изысканий, гидрологометеорологических изысканиях, экологические изыскания. Таким образом, положениями данных пунктов Технического задания Заказчик обязывает подрядчика осуществить выполнение работ непосредственно по инженерным изысканиям, о чем указано в п.11.2, в котором представлен перечень работ, входящий в понятие "обновление изысканий".
1. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке.
В ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта) и нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки).
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки на усмотрение Заказчика могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (п.10 Правил).
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов (п.11 Правил).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Оценка заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", где заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 26 Правил.
Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", где заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 26, 27, 28, 29 Правил.
Во исполнение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ, Правил в конкурсной документации раздела I "Инструкция участникам конкурса" указано, что порядок оценки заявок, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости каждого критерия, установленные заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В разделе 4 конкурсной документации "Порядок оценки заявок на участие в конкурсе" установлен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг, определены критерии и предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок.
В конкурсной документации определены два критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки: По стоимостным критериям оценки - критерий "цена контракта" (коэффициент значимости - 60%). По нестоимостным критериям оценки: - критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (коэффициент значимости - 40%).
При этом в отношении каждого критерия установлен порядок присуждения баллов при предоставлении участниками закупки соответствующих документов.
Для определения порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в конкурсной документации по каждому критерию оценки указаны формулы расчета количества балов, присуждаемых по показателям, шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы изменений, установлены предельно необходимые минимальное и максимальное количественное значение характеристик нестоимостных критериев, которые подлежат оценке в рамках указанного критерия, порядок определения расчета.
Согласно конкурсной документации: оценка заявок по критерию "цена контракта" осуществляется в соответствии с пунктом 16 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 - лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение; оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе -наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", где заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 26, 27, 28, 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 - лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение.
Критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется по двум показателям:
- наличие квалифицированных трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ;
- опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно конкурсной документации показатель "опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" определяется наличием опыта выполненных работ по объектам - аналогам* - количество разработанных собственными силами и принятых заказчиком в период 2013-2016 гг. проектов (проектной документации) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту пешеходных дорожек и автомобильных дорог (I-V технической категории).
5 * - аналогом считается контракт (договор), который включает в себя такие виды работ как разработка проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог (I-V технической категории) и пешеходных дорожек в условиях расположения площадки в сейсмических районах строительства (8 и более баллов) стоимостью не менее 100%начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации, в рамках одного контракта, одного договора, который принят заказчиком в период 2013-2016 гг. Сейсмическая характеристика района строительства, в которых запроектированы объекты, подтверждается участником конкурса путем ссылки на соответствующий пункт в представляемых копиях заключений государственной экспертизы по данным объектам.
Опыт участника подтверждается копиями контрактов, договоров (в полном объеме), актами выполненных работ с положительным заключением экспертизы.
Наличие или отсутствие подтверждения у участника закупки соответствия указанным условиям является критерием оценки участников закупки, а не требованием, дающим основание для отклонения заявки участника закупки от участия в конкурсе.
Согласно п. 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Показатели, по которым должен определяться опыт работы участника закупки, связанный с предметом контракта, а также сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе или Правилами не регламентированы.
Таким образом, заказчик вправе установить перечень показателей, сведений и документов, в соответствии с которыми будет определяться опыт работы участника закупки, связанный с предметом контракта. Таким показателем может быть, в том числе опыт работ по разработке проектной документации в сейсмических районах строительства (8 и более баллов).
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Довод заявителя признается необоснованным.
2. Согласно п. 1.4 и 1.5 Информационной карты конкурсной документации наименованием объекта закупки является Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция моста через р. Гончаровка на км 379+280 автодороги аэропорт Шахтерск - Бошняково"; наименованием работ - разработка ПСД.
В п. 11.2 Технического задания указано, что в соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ, выполнить организацию и координацию работ по инженерным изысканиям в объеме достаточном для обоснования и принятия проектных решений для разработки проектной документации. Объем инженерных изысканий: выполнить геодезические изыскания с обновлением топографической съемки существующего земляного полотна и восстановлением геодезической разбивочной основы; выполнить обновление гидрологометео-рологических изысканий в связи с изменениями требований нормативных документов; дополнительно выполнить экологические изыскания.
То есть установлено, что Заказчиком указано дополнительное требование, кроме выполнения работ по разработке проектной документации, подрядчику необходимо выполнить работы по инженерным изысканиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе гласит, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к работам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. (ч. 2 ст. 47 ГрК РФ).
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Исходя из требований конкурсной документации (п. 1.7 Информационной карты), потенциальный участник конкурса должен иметь копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства со следующим видом допуска: - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Однако, из указанного выше следует, что потенциальный участник самостоятельно организует работу и проводит необходимые инженерные изыскания в объеме достаточном для разработки проектной документации.
То есть, потенциальному участнику необходимо выполнить инженерные изыскания для чего требуется соответствующее свидетельство СРО, о требовании которого в конкурсной документации не отражено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциальному участнику закупки нужно иметь еще и свидетельство СРО (допуск) по выполнению работ инженерных изысканий, а в случае отсутствия указанного свидетельства привлекать субподрядчиков имеющих соответствующий допуск.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация имеющая допуск к работам по организации подготовки проектной документации имеет допуск к работам по инженерным изысканиям.
Получению каждого из свидетельств (допуска к работам) сопутствует соблюдение различных требований и условий, что также требует наличие разных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).
Отсутствие технологической взаимосвязи подтверждается тем, что при выполнении указанных работ используются технологии присущие каждой из данных видов деятельности отдельно.
Иными словами, специалист в области инженерных изысканий не может разработать проектную документацию, аналогично, проектировщик не может выполнить работы по инженерным изысканиям.
Работы, связанные с изысканиями и проектированием представляются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников размещения заказа, готовых выполнить указанные работы.
Необходимо отметить, что инженерные изыскания являются первоначальной самостоятельной стадией строительного проектирования, представляющей из себя перечень видов работ, целью проведения которых является дальнейшее решение вопроса о целесообразности осуществления в конкретном определенном случае строительства объекта капитального строительства, поскольку только результат инженерных изысканий может дать положительный либо отрицательный ответ о возможностях природных и технических условий для осуществления строительства объекта.
Таким образом, Комиссия считает, что при определении объекта закупки и формировании конкурсной документации заказчик должен учитывать последовательность, соответствующую определенному этапу (стадии) строительства. То есть, при подготовке строительства распределительных газопроводов, необходимо произвести инженерные изыскания как первоначальной самостоятельной стадии строительства.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету (объекту) закупки Заказчиком установлены технологически и функционально не связанные между собой работы, так как они различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют наличия разных свидетельств о допуске к работам, выданных саморегулируемыми организациями в разных областях, специалистов, трудовых, технических и других ресурсов, что нарушает требования ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НефтеГазКомплект" на положения конкурсной документации утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района для определения поставщика путем двухэтапного конкурса по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция моста через р. Гончаровка на км 379+280 автодороги аэропорт Шахтерск-Бошняково" (извещение N 0361300004616000398) - частично обоснованной по второму доводу жалобы.
2. Признать Заказчика в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу, аукционной комиссии, в лице Администрация Углегорского муниципального района, Заказчику в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.О. Щур
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 ноября 2016 г. N 448/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016