Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2016 г. N 2-57-12185/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителя ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Л.С. Зиминой,
в отсутствие представителей Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Московской области, уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/49187 от 21.10.2016,
рассмотрев жалобу Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Московской области (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию ортофотопланов и подготовке карты (плана) для установления границы охранной зоны особо охраняемой природной территории Национального парка "Лосиный остров", расположенной в границах Балашихинского района Московской области. (Закупка N 0373100053716000024) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заказчиком предоставлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/49187 от 21.10.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что положения Технического задания являются неправомерными, в том числе такие как:
- наименование закупки и содержание технического задания не соответствуют друг другу. В частности, охранная зона национального парка - некая буферная зона вдоль его границ, при этом, из состава документации следует, что данная зона уже создана, при этом, необходимо внести сведения о границах объекта в кадастр недвижимости. Вместе с тем, в соответствии с Техническим заданием, под охранной зоной парка подразумевается определенный земельный участок, таким образом, Заявитель жалобы делает вывод, что Заказчик предполагает "заплатить почти четыре миллиона рублей за то, что уже и так сделано";
- в Техническом задании установлено требование о выполнении работ по установлении границы зоны геодезическим (инструментальным полевым) способом, что ограничивает участников закупки использовать иные способы, которые являются наиболее дешевыми;
- в Техническом задании установлены требования к согласованию границ объекта землеустройства, в то время как такие требования не предусмотрены в нормативных актах;
- в Техническом задании указано, что работы, в том числе, включают в себя сбор сведений о границах объекта землеустройства, содержащихся с государственном кадастре недвижимости (п.3) (далее - ГКН), таким образом, по мнению Заявителя жалобы, если сведения об объектах уже содержатся в ГКН, то работа по данному контракту лишена смысла;
- в Техническом задании предъявлены излишние требования по изготовлению 3D модели местности, а также по создаю тематических слоев электронных карт;
- в Техническом задании, по мнению Заявителя жалобы, сильно завышены требования к точности определения координат характеристик поворотных точек границы охранной зоны 0,2-0,5 метра, тогда как для определения местоположения границ охранной зоны парка "Лосиный остров" "вполне хватило бы и точности 0,5-0,6 метра";
- в Техническом задании установлены требования к использованию материалов аэрофотосъемки не ранее июня 2016 года; тогда как срок изготовления ортофотоплана установлен 10 дней и за такой срок не представляется возможным провести новую аэрофотосъемку;
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования Технического задания установлены на основании потребности Заказчика в получении необходимого результата, в том числе по созданию ортофотопланов и подготовке карты (плана) для установления границы охранной зоны особо охраняемой природной территории Национального парка "Лосиный остров" надлежащего качества для дальнейшего использования данных материалов в работе Заказчика.
По доводам жалобы представитель Заказчика пояснил следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее- "Правила").
В соответствии с п. 2, 5, 6 Правил:
- Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.
- Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
- Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п.10 Правил Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с техническим заданием Заказчик передает Исполнителю: Правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого устанавливается охранная зона, а именно Кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0000000:50.
Данный участок является многоконтурным земельным участком земель Национального парка "Лосиный остров", расположенных в границах Балашихинского района. Информация о местоположении данного многоконтурного участка является необходимым для исключения его, из установленной в рамках контракта и вышеизложенных Правил, охранной зоны.
Также исходным для выполнения работ является документ, а именно: Решение исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 4 мая 1979 г. N 1190-543 Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г.Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г.Москвы). В данном документе имеется текстовое описание прохождения границы охранной зоны в соответствии с проектом планировки природного парка "Лосиный остров" по состоянию 1979 года. Картографического описания данной границы не существует. Описание прохождения вышеназванной границы картографически воспроизвести не представляется возможным, связи с 90% изменением местности по состоянию на 2016 год.
В соответствии Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 3 июня 2011 г. N 267 г. Москва "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства": - Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат). - Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2012 г. N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке": Координаты характерных точек определяются следующими методами: 1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы); 2) метод спутниковых геодезических измерений (определений); 3) фотограмметрический метод; 4) картометрический метод; 5) аналитический метод. Планируемая к определению граница охранной зоны на практически всем своем протяжении проходит по земельным участкам, отнесенным к землям населенных пунктов и Земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения и предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с Приложением к Требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке Фотограмметрический как и картографический метод позволяет определять координаты с точностью не лучше 0,5 мм в масштабе создаваемого плана . Применительно 0,1м - исходным должен быть план масштаба 1:200. Но такие материалы не существуют и создаются.
На основании изложенного, Заказчиком принято решение о включении 1) геодезического метода (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы); 2) метода спутниковых геодезических измерений (определений); в перечень обязательных методов определения координат характерных точек охранной зоны.
Также представитель Заказчика пояснил, что в рамках данного контракта ортофотоплан изготавливается исходя из трех позиций необходимых заказчику:
1 .Для подготовки картографических материалов для графической части карта-плана масштаба 1:10000, который обеспечивает наглядность и возможность согласования материалов.
2. Как самостоятельный продукт, по которому возможно определять различные характеристики объектов, расположенных на территории охранной зоны и парка в частности: Выявлять деревья, пораженные жуком-караедом, определить все установленные аншлаги и другие объекты лесоустройства, установленные в охранной зоне, определить количество квартальных просек и.т.д. Также по данным материалам возможно проведение лесоустроительных и инвентаризационных работ, что может многократно удешевить их.
3. Как основа создания тематических карт, которые будут загружены на мобильные устройства работников заказчика для быстрой навигации и определения местоположения объектов на территории охранной зоны, так и самого парка. Так как даже по самым скромным подсчетам - площадь охранной зоны будет составлять не менее 55 кв. км - то единственно возможным методом создания планов для графической части карта-плана является аэрофотогеодезический метод. Поэтому заказчиком принято решение о создания ортофотопланов масштаба 1:2000, а именно разрешение ортофотоплана 0,2м, так как данный масштаб обеспечивает и необходимую Заказчику точность и визуализацию.
В соответствии с Техническим заданием Исполнитель проводит согласование проекта прохождения границы охранной зоны с ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров". Учитывая тот факт, что карта (план) направляется в орган кадастрового учета за подписью и печатью Заказчика, Заказчик вынужден проверять достоверность направляемых сведений, в том числе во избежание установления некорректных границ. Иные согласования контрактом не предусмотрены.
Также представитель Заказчика пояснил, что в п.3 Технического задания Заказчик предполагает получение материалов границ муниципальных районов, граничащих с Балашихинским муниципальным районом, а также те кадастровые планы территорий, вдоль которых должна будет идти граница, для точного совмещения ее с уже существующими земельными участками и внесенными в ГКН. А также заказ сведений на участок из ГКН с кад. номер 50:15:0000000:50.
Требование о создании 3D модели установлено в связи с тем, что 3D модель позволит определить высоты деревьев, а также увидеть под кронами деревьев, что будет использовано для планирования санитарных работ на территории парка. Кроме того, тематические карты будут использованы работниками парка, которые будут загружены на их мобильные устройства для быстрой навигации и определения местоположения объектов на территории охранной зоны, так и самого парка.
Установление требований к заявленной Заказчиком точности и методам определения характерных точек охранной зоны установлено на основании потребности Заказчика в получении наиболее качественного материала.
В техническом задании установлено требование - Сроки съемки - не ранее июня 2016 г. Данные сроки вызваны тем, что с начала 2016 года по май 2016 года, на территории парка выполнены большие работы по прочистке квартальных просек, установке аншлагов и работы по благоустройству. Материалы аэросъемки, полученные до указанного периода, не будут отражать текущее состояние объектов землеустройства. При этом Заказчик не располагает информацией о имеющихся в наличии материалов аэрофотосъемки, таким образом, любой участник закупки может использовать, как и новую, так и архивную съемку
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований в Техническом заданием конкурсной документации, а также свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в конкурсе, а также об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Заявитель обжалует установление неправомерных требований к участникам закупки о наличии свидетельства СРО: п.1.1. Создание опорных геодезических сетей; п.1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200-1:5000, в том числе в цифровом формате, съемка подземных коммуникаций и сооружений; п.1.4. Трассирование линейных объектов, так как выполнение работ по изготовлению ортофотопланов не попадают пот требование о наличии допуска СРО.
Также Заявитель указывает на неправомерное установление требований к исполнителю контракта о наличии свидетельства СРО кадастровых инженеров.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно возражениям Заказчика, в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" участник закупки должен быть членом СРО, так как виды работ указанные в техническом задании попадают под требования видов работ по инженерным изысканиям, а именно п. 1.3: 1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий 1.1. Создание опорных геодезических сетей. 1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами. 1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений. 1.4. Трассирование линейных объектов. 1.5. Инженерно-гидрографические работы. 1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.
Таким образом, Заказчиком было принято решение о внесении данного условия как в состав конкурсной документации
Также представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 30 июля 2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" Карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером (далее - исполнитель).
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" с 1 декабря 2016 года исполнитель кадастровых и землеустроительных работ должен быть включен в СРО Кадастровых инженеров.
Учитывая планируемую дату подведения итогов конкурса и регламентные сроки заключения контракта, дата заключения контракта попадает на начало декабря. Поскольку данное требование предъявлено к Исполнителю на этапе исполнения контракта, а не к участнику размещения заказа на этапе подачи заявки, то Исполнитель должен иметь указанное СРО на период исполнения контракта. Требование о наличие указанного СРО в составе заявки конкурсной документацией не установлено
Вместе с тем, в материалах жалобы Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к участникам закупки, а также к исполнителю контракта, а также свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в конкурсе, а также об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель в своей жалобе также указывает на то, что стоимость проведения работ, предусмотренных Техническим заданием сильно завышена.
Согласно ч.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что конкурсная документация содержит обоснование НМЦК.
Вместе с тем, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет неправомерности обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта не относятся к компетенции Московского УФАС России.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Московской области на действия ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" необоснованной.
2. Снять ограничения на определения поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России N МГ/49187 от 21.10.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Л.Н. Харченко
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2016 г. N 2-57-12185/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016