Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2016 г. N 2-57-12183/77-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского": Д.В. Киселева,
ООО "Гузмания": А.Н. Козлова,
рассмотрев жалобу ООО "Гузмания" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания граждан, находящихся на стационарном лечении в ФГБНУ "РНЦХ им.акад.Б.В.Петровского" (закупка N 0373100072116000239) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса с ограниченным участием.
Заказчиком предоставлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/49180 от 21.10.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в конкурсной документации Заказчика содержатся противоречия и положения, имеющие двусмысленную трактовку и порождающие неоднозначное толкование, поскольку в соответствии с указанным порядком оценки подлежит оцениванию заявка участника, которому должно быть отказано в допуске к участию в закупочной процедуре по причине несоответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 10.1 Информационной карты.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч.1, ч.1.1(при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.10.1 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок предусматривает порядок оценки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в том числе, по следующему показателю:
- "Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работы, оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
- 0 баллов присваивается заявке участника, который предоставил в составе своей заявки копии, ранее исполненных контрактов (договоров) и документов, подтвержающих поставку товара, выполненную работу, оказанную услугу в количестве менее 20% или не представил копии, ранее исполненных контрактов (договоров) и документов, подтвержающих поставку товара, выполненную работу, оказанную услугу;
- 25 баллов присваевается заявке участника, который предоставил в составе своей заявки копии, ранее исполненных контрактов (договоров) и документов, подтвержающих поставку товара, выполненную работу, оказанную услугу в количестве не менее 20% и не более 40% от начальной (максимальной) цены контракта;
- 50 баллов присваевается заявке участника, который предоставил в составе своей заявки копии, ранее исполненных контрактов (договоров) и документов, подтвержающих поставку товара, выполненную работу, оказанную услугу в количестве не менее 40% и не более 80% от начальной (максимальной) цены контракта;
- 75 баллов присваевается заявке участника, который предоставил в составе своей заявки копии, ранее исполненных контрактов (договоров) и документов, подтвержающих поставку товара, выполненную работу, оказанную услугу в количестве не менее 80% и не более 90% от начальной (максимальной) цены контракта;
- 100 баллов присваевается заявке участника, который предоставил в составе своей заявки копии, ранее исполненных контрактов (договоров) и документов, подтвержающих поставку товара, выполненную работу, оказанную услугу в количестве более 90% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, заявки участников закупки, соответствующих дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N99, подлежат оцениванию согласно порядку оценки, установленному конкурсной документацией, вместе с тем, соответственно, заявка участника закупки, не соответствующего дополнительным требованиям, не подлежит оценке.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе, документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации и порядка оценки и о нарушении законных прав и интересов Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.26, 27 технической части конкурсной документации о поставке товаров в упаковке Тетра Пак, поскольку наименование "Тетра пак" является товарным знаком, правообладателем которого является Тетра Лавал Холдингс энд Файненс С.А., что, по мнению Заявителя, может повлечь ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что к поставке требуются товары в упаковке, произведенной в соответствии с типом Тетра Пак, при этом, различные производители производят продукцию в упаковке данного типа.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы и свидетельствующие о невозможности формирования заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Кроме того, Заявитель также указывает на неправомерное требование Заказчика по п.52-64 технической части конкурсной документации о наличии протокола об отсутствии ГМО, при этом, приложением N 3 Решения Комиссии Таможенного союза N 299 от 28.05.2010 утверждены Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) без указания на вышеуказанный протокол, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить форму указанного в требованиях Заказчика документа.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить на основании каких нормативных документов и регламентов установлено данное требование к товарам по п.52-64 в технической части конкурсной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Приложении N 1 к Техническому заданию приведено примерное семидневное меню с указанием вида диетического режима и выхода готовых блюд без указания размерности выхода блюд, количества порций и продуктов, а также отсутствует расшифровка аббревиатур, обозначющих различные виды диетических режимов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Техническим заданием конкурсной документации установлено требовании о соответствии ряду нормативных документов, таких как СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и иным санитарно-гигиеническими нормам и правилам, установленными действующим законодательством для организации лечебного питания, в которых указано также стандартная размерность блюд в граммах, расшифровка аббревиатур диетического питания. Кроме того, Техническим заданием конкурсной документации установлен объем услуг - 50 000 койко-дней, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и невозможности формирования заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Гузмания" на действия ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" обоснованной в части установления неправомерного требования к товарам по п. 52-64.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Л.Н. Харченко
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12183/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
27.10.2016 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 27.10.2016 по делу N2-57-12193/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Гузмания" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания граждан, находящихся на стационарном лечении в ФГБНУ "РНЦХ им.акад.Б.В.Петровского" (закупка N 0373100072116000239) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при рассмотрении заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием N0373100072116000239, а также при заключении государственного контракта не учитывать неправомерные требования к товарам по п.52-64 Приложения N 2 к Техническому заданию в соответствии с мотифировочной частью решения Московского УФАС России от 27.10.2016 по делу N2-57-12183/77-16.
2. Заказчику, Конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Московского УФАС России от 27.10.2016 по делу N2-57-12183/77-16.
3. Заказчику в срок до 16.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2016 г. N 2-57-12183/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016