Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 октября 2016 г. N 2-57-12172/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ": Денисова С.А., Поздеева Р.И.,
ООО "Рельеф": Мосолова Н.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (Закупка N 0373200024416000088) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/49242 от 24.10.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-в п. 3 товара "Трубы гофрированные тип 1", в п. 4 товара "Трубы гофрированные тип 2"; в п. 5 товара "Трубы гофрированные тип 3"; в п. 6 "Трубы гофрированные тип 4"; в п. 7 товара "Трубы гофрированные тип 5" Заказчик установил следующие требования: "Характеристики протяжки Прочность при разрыве должна быть более 130 Н; Характеристики протяжки Относительное удлинение при разрыве должно быть более 12%";
-в п. 9 товара "Лента электроизоляционная" Заказчик установил требование: "Справочная масса 1 м ленты Не менее 5,1 не более 16,2 г";
-в п. 8 товара "Лента" Заказчиком установлены следующие требования: "Водопоглощение поверхности не более 4 % по объему";
-в п. 22 товара "Растворы для производства монтажных работ" Заказчик установил следующее требование: "Температура растворной смеси в момент использования при скорости ветра до 6 м/с и выше и среднесуточной температуре не ниже минус 10 °С Должна быть не менее 20 °С";
-в п. 44 товара "Доски хвойных пород" установлены требования: "Трещины торцовые допускаются на одном торце длиной в долях ширины: допускаются на одном торце длиной в долях ширины не менее доли ширины или не допускаются", "Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.): не допускаются" и т. д.;
-в п. 45 товара "Бруски хвойных пород" установлены требования: "Сучки сросшиеся здоровые и частично сросшиеся и несросшиеся здоровые пластевые и ребровые: не более доли ширины стороны" и т.д.;
-в п. 46 товара "Смеси бетонные" Заказчик установил следующие требования: "Марка по морозостойкости крупного заполнителя F 50; F100; F150; F200; F300; F 350; F400";
-в п. 46 товара "Смеси бетонные" Заказчик установил следующие требования: "Расплыв конуса Не более 62 см";
-в п. 46 товара "Смеси бетонные" установлены требования: "Средняя прочность бетона 327,4; 392,9; 294,7; 261,9; 196,5 кгс/см2".
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих указание производителями товаров значений вышеуказанных показателей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 3 "Трубы гофрированные тип 1", п. 4 "Трубы гофрированные тип 2", п. 5 "Трубы гофрированные тип 3", п. 6 "Трубы гофрированные тип 4", п. 7 "Трубы гофрированные тип 5", п. 9 "Лента электроизоляционная", п. 8 "Лента", п. 22 "Растворы для производства монтажных работ", п. 44 "Доски хвойных пород", п. 45 "Бруски хвойных пород", п. 46 "Смеси бетонные" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком излишних требований к товару п. 17 "Трубы стальные водогазопроводные тип 3": "Предельные отклонения по массе труб не должны превышать в плюсовую сторону 8 %", поскольку, по мнению Заявителя, у реального товара "трубы стальные водогазопроводные" не может быть отклонений.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные", а также на основании сведений производителей данного товара, при этом, представителем Заказчика представлены документы, подтверждающие указание производителями значений вышеуказанной характеристики.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-в п. 16 товара "Извещатель пожарный ручной" Заказчиком установлены следующие требования: "Символы на лицевую поверхность должен быть нанесен символ "Домик" высотой менее 13 мм.; Символы на приводном элемента может присутствовать символ "Рука" высотой менее тринадцать мм; длина стороны (диаметр) лицевой части должен быть не более 150 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики", согласно которому высота символов "Домик" и "Рука" должна быть 0,15а (где "а" - длина стороны лицевой части;
-в п. 23 товара "Болты с шестигранной головкой (входят в крепежный комплект 1)" Заказчик установил следующее значение "Класс прочности болтов [от 5,8 до 9,8", в п. 24 товара "Гайки шестигранные (входят в крепежный комплект 1)" Заказчик установил следующие требования: "Класс прочности 5 ; Минимальная высота гайки m [от 0,45D до 0,95D]; Тип гайки 0; 1; 2", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ Р ИСО 898-2-2013 "Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей", согласно которому при вышеуказанном требовании "Класс прочности болтов [от 5,8 до 9,8", максимально допустимое значение класса прочности гайки - 8;
-в п. 26 товара "Выключатель автоматический" установлены следующие требования: "Поперечные сечения медных, алюминиевых проводников, присоединяемых к выводам [1-25 ], может не нормироваться", что не позволяет определить требование Заказчика с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе ("Перечисление характеристик через запятую "," или знак "\" означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками");
-в п. 26 товара "Выключатель автоматический" установлены следующие требования: "Максимальная потеря мощности на полюс 3, 3,5, 4,5,9 Вт; Номинальный ток 6; 10; 16; 25; 32; 50А", что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе, поскольку согласно ГОСТ Р 50345 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" ряду номинальных токов соответствует конкретная максимальная потеря мощности на полюс;
-в п. 36 товара "Рупорный громкоговоритель" установлены следующие требования: "Характеристики Громкоговоритель не должен дребезжать в эффективном рабочем диапазоне частот, при подведении к нему номинальной мощности. Громкоговорители должны выдерживать двойную перегрузку по мощности в течение не менее 60 с", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям п. 5.6 ГОСТ Р 53033 "Громкоговорители рупорные", согласно которому громкоговорители должны выдерживать двойную перегрузку по мощности в течение (605) с;
-в п. 44 товара "Доски хвойных пород" Заказчик установил следующие требования: "Пороки строения древисины прорость допускается односторонняя шириной в долях соответствующей стороны и длиной в долях длины Допускается односторонняя шириной в долях соответствующей стороны и длиной в долях длины не более или не допускаются", что вводит в заблуждение участников закупки;
-в п. 46 товара "Смеси бетонные" установлены требования: "Марка по морозостойкости бетона F 50;F100; F150; F200; F300; F350; F400; Классификация марки по морозостойкости бетона Низкой морозостойкости; средней морозостойкости, высокой морозостойкости; Марка по морозостойкости крупного заполнителя F 50; F100; F150; F200; F300; F 350; F400", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 25192 "Бетоны", согласно которому по морозостойкости бетоны подразделяют на бетоны низкой морозостойкости (марки по морозостойкости F50 и менее), средней морозостойкости (марки по морозостойкости более F50 до F300), высокой морозостойкости (марки по морозостойкости более F300).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам п. 26 "Выключатель автоматический", п. 46 "Смеси бетонные" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 16 "Извещатель пожарный ручной", п. 23 "Болты с шестигранной головкой (входят в крепежный комплект 1)", п. 24 "Гайки шестигранные (входят в крепежный комплект 1)", п. 26 "Выключатель автоматический", п. 36 "Рупорный громкоговоритель", п. 44 "Доски хвойных пород", п. 46 "Смеси бетонные" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к следующим товарам:
-в п. 16 товара "Извещатель пожарный ручной" Заказчик установил следующие требования: "Формирование тревожного сигнала Разрушение хрупкого приводного элемента или разлом хрупкого приводного элемента или смещение неразрушаемого приводного элемента сопровождается изменением внешнего вида извещателя или смещение защитного элемента и ручная активация приводного элемента. Неразрушаемый приводной элемент или хрупкий приводной элемент или неразрушаемый защитный элемент должен выдерживать без смещения усилие не менее 15 Н.", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям п. 4.12.1.2 ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики", согласно которому Неразрушаемый приводной элемент ИПР класса А (неразрушаемый защитный элемент ИПР класса В) должен выдерживать без смещения усилие до 15 Н;
-в п. 30 товара "Проволока стальная сварочная" установлены следующие требования: "Назначение проволока должна быть для сварки и изготовления электродов; Марка Низкоуглеродистая; легированная, высоколегированная", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчиком не указано условное обозначение проволоки предназначенной для изготовления электродов "Э".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару п. 16 "Извещатель пожарный ручной" установлены на основании ГОСТ Р 53325-2012, в соответствии с которым участник может представить извещатель с неразрушаемым приводным приводным элементом, выдерживающим усилие без смещения в 15Н, хрупкий приводной элемент - до 25Н, неразрушаемый защитный элемент - более 25Н. Кроме того, требования к товару п. 30 "Проволока стальная сварочная" установлены в соответствии с ГОСТ 2246-70 "Проволока стальная сварочная".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Кроме того, в ходе проведения Комиссией Управления внеплановой проверки установлено следующее.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Заказчиком установлено: "Пороки древесины должны быть указаны в соответствии с нормативно-технической документацией, значение "0" при указании пороков не является допустимым (за исключением случаев, когда в нормативно-технической документации имеется прямое указание на то, что указанный порок древесины не допускается), так как участнику необходимо указать количество и/или размер пороков, в соответствии с выбранным сортом, имея которые пиломатериалы не будут считаться дефектными"".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено вышеуказанное положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 3 "Трубы гофрированные тип 1", п. 4 "Трубы гофрированные тип 2", п. 5 "Трубы гофрированные тип 3", п. 6 "Трубы гофрированные тип 4", п. 7 "Трубы гофрированные тип 5", п. 9 "Лента электроизоляционная", п. 8 "Лента", п. 22 "Растворы для производства монтажных работ", п. 44 "Доски хвойных пород", п. 45 "Бруски хвойных пород", п. 46 "Смеси бетонные", п. 16 "Извещатель пожарный ручной", п. 23 "Болты с шестигранной головкой (входят в крепежный комплект 1)", п. 24 "Гайки шестигранные (входят в крепежный комплект 1)", п. 26 "Выключатель автоматический", п. 36 "Рупорный громкоговоритель".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.А. Орехов
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12172/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
24.10.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
на основании решения Комиссии от 24.10.2016 по делу N2-57-12172/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (Закупка N 0373200024416000088) (далее - Аукцион), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении первых и вторых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к используемым при оказании услуг товарам 1. п. 3 "Трубы гофрированные тип 1", п. 4 "Трубы гофрированные тип 2", п. 5 "Трубы гофрированные тип 3", п. 6 "Трубы гофрированные тип 4", п. 7 "Трубы гофрированные тип 5", п. 9 "Лента электроизоляционная", п. 8 "Лента", п. 22 "Растворы для производства монтажных работ", п. 44 "Доски хвойных пород", п. 45 "Бруски хвойных пород", п. 46 "Смеси бетонные", п. 16 "Извещатель пожарный ручной", п. 23 "Болты с шестигранной головкой (входят в крепежный комплект 1)", п. 24 "Гайки шестигранные (входят в крепежный комплект 1)", п. 26 "Выключатель автоматический", п. 36 "Рупорный громкоговоритель" технической части аукционной документации, а также положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе "Пороки древесины должны быть указаны в соответствии с нормативно-технической документацией, значение "0" при указании пороков не является допустимым (за исключением случаев, когда в нормативно-технической документации имеется прямое указание на то, что указанный порок древесины не допускается), так как участнику необходимо указать количество и/или размер пороков, в соответствии с выбранным сортом, имея которые пиломатериалы не будут считаться дефектными" в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 24.10.2016 по делу N2-57-12172/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
2. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки (Закупка N0373200024416000088) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 24.10.2016 по делу N2-57-12172/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 09.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Д.А. Орехов
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 октября 2016 г. N 2-57-12172/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016