Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 октября 2016 г. N 2-57-12143/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей ФГБУ "РНЦ МРИК" МИНЗДРАВА РОССИИ: Трефилова Д.А., Савиченко В.Е.,
в отсутствие представителей ООО "Рестор", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/48921 от 20.10.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Рестор" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РНЦ МРИК" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений на объектах ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России (закупка N 0373100108116000331) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/48921 от 20.10.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по п. "Моющее ароматизированное средство для удаления минеральных отложений и дезинфекции туалетов", п. "Средство для ухода и защиты поверхностей из метала", п. "Чистящее средство для стекол", п. "Универсальное чистящее и моющее средство", п. "Средство для очистки чувствительных к воде напольных покрытий", п. "Средство для обработки санузлов", п. "Щелочное средство для глубокой чистки", п. "Обезжиривающее средство для полов", п. "Универсальный очиститель для стекла и твердых поверхностей", п. "Быстросохнущее моющее средства для стекла", п. "Универсальное моющее средство для повседневной уборки полов", п. "Средство для удаления грибка", п. "Концентрированное обезжиривающее моющее средство для полов и загрязненных поверхностей", п. "Средство для локального удаления жевательной резинки", п. "Средство для глубокой чистки поверхностей неустойчивых к щелочи", п. "Моющее средство для полов", п. "Туалетная бумага", п. "Растворитель", п. "Многоцелевое безводное средство для удаления загрязнений", п. "Средство от пятен краски и лака", п. "Моющее средство для очистки тканевых и ковровых покрытий", п. "Концентрированное жидкое низкопенное щелочное средство", п. "Антибактериальное моющее средство", п. "Сильнодействующее средство на кислотной основе", п. "Некислотное средство для снятия отложений", п. "Растворитель", п. "Концентрированное гелеобразное пенное кислотное средство", п. "Изделия из бумаги", п. "Мыло хозяйственное", п. "Губка", п. "Салфетки влажные очищающие", п. "Универсальное средство для чистки", п. "Средство для мытья туалетов", п. "Полироль для поверхностей из нержавеющей стали", п. "Средство для удаления стойких загрязнений (спирт бутиловый)", п. "Щелочное средство для отбеливания межплиточных швов".
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил доказательств подтверждающих, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Кроме того, согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
1) в п. "Нейтральное моющее средство для ухода за полами" Заказчик выставляет требование "рН не более 8". Следуя инструкции, участник закупки может предоставить значение менее или равное установленному. Таким образом, участник закупки может предложить значение 8 или 7 или 6 или 5 или 4 или 3 или 2 или 1, что будет соответствовать требованиям по выставленному параметру, при этом, исходя из названия описанного товара, средство должно быть нейтральным, и иметь значение рН равное 7ми единицам.
2) в п. "Чистящее средство для стекол" Заказчик выставляет требование "Способ применения - распыление или протирание, салфеткой или склизом". При этом в качестве единицы измерения значения для данного параметра установлено в виде "г/см3". Таким образом, участнику закупки не возможно предоставить значение по данному параметру т.к предложенные Закзчиком возможные значения по данному параметру не могут измеряться в установленных единицах измерения.
3) в п. "Чистящее средство для санитарных комнат" Заказчик выставляет требование "Свойства: должен использоваться на всех водостойких поверхностях, например, эмаль, хром, фарфор, керамическая плитка, пластиковые либо лакированные поверхности, а также мрамор. Контактирует или не контактирует с кожей рук. Не должно содержать кислоту и хлор, должно максимально хорошо переноситься материалами". При этом, инструкция по заполнению заявки не содержит в себе рекомендации по действию участника, в случае установления в требованиях к товарам параметров с использованием слова "либо".
4) в п. "Нейтральный моющий концентрат с дезинфицирующим эффектом" Заказчик выставляет требование "рН средства должен быть 7_ 9". В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, в случае использования символа "_" участник закупки предоставляет значение в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели. Таким образом, участник может предложить значение 7 или 8 или 9, что будет соответствовать требованиям по выставленному параметру. Однако, исходя из названия описанного товара, средство должно быть нейтральным, и иметь значение рН равное 7ми еденицам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил доказательств подтверждающих, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно доводам Заявителя, в Приложении 1 к Техническому заданию Заказчик выставляет технические характеристики к товарам, которые будут применяться при проведении работ по предмету контракта. Однако, далее Заказчик выставляет требования к таким товарам как "Губка", "Диспенсер для бумаги туалетной", "Диспенсер для полотенец бумажных", "Дозатор жидкого мыла". По мнению Заявителя, данные действия Заказчика могут вводить в заблуждение участников Закупки, т.к. по условиям аукционной документации предметом закупки является оказание услуг по уборке а не поставка оборудования или товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленые требования к вышеуказанным товарам, свидетельствует о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок в части ограничения количества участников закупок, а именно, по мнению Заявителя в аукционной документации не установлены объёмы товаров необходимых при оказании услуг.
В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участники закупки на основании представленных Заказчиком сведений о площади объектов, а так же требованиях технического задания о периодичности оказания услуг, имеют возможность определить объем использования предоставляемых средств согласно их товарным свойства, рекомендуемым производителем товаров количеству расхода.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рестор" на действия ФГБУ "РНЦ МРИК" МИНЗДРАВА РОССИИ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
С.И. Казарин
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12143/77-16 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
25.10.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
на основании решения Комиссии от 25.10.2016 по делу N 2-57-12143/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рестор" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РНЦ МРИК" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений на объектах ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России (закупка N 0373100108116000331), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы проведения Аукциона;
-вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N 2-57-12143/77-16 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-12143/77-16.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 31.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу:
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
С.И. Казарин
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 октября 2016 г. N 2-57-12143/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2016