Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2016 г. N 2-57-12223/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителя ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта: Е.И. Лапкина,
в отсутствие представителя заявителя жалобы, ООО "Альфа тендер", уведомлен надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/49138 от 21.10.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Альфа тендер" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по планово-предупредительному (текущему) ремонту в ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N 49 "Тринта" Москомспорта Загородная база по адресу: г. Москва, поселение Краснопахорское , вблизи с. Былово, (спальные корпуса) в 2016-2017 годах (закупка N 0373200068616000332) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.10.2016 N МГ/49138 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) -Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности по п.61 Смеси (Диапазон температуры окружающей среды и основания при нанесении), п.76 Кирпич керамический (Скорость начальной абсорбции воды опорной поверхностью), п.85 Песок для строительных работ (Коэффициент фильтрации песка).
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
-п.49 Кабель (нг-LS) с медными жилами: номинальное сечение жил 1,5 мм, допустимый ток двухсекундного короткого замыкания кабелей не менее 0,15 кА, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31996-2012. В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ 31996-2012 расчетный коэффициент 0,1484924 кА, однако Заказчик требует значение не менее 0,15 кА.
-п.4 Электроды: покрытие: толстое или среднее или особо толстое; диаметр электрода, определяемый диаметром стержня 3 или 4 или 5 и 6 мм; диаметр покрытия 8 мм, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9466-75. В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ 9466-75 электрод с диаметром 8 мм и с диаметром электрода, определяемый диаметром стержня 6 (8/6=1,3333) соответствует покрытию "среднее", а с диаметром покрытия 8 мм и диаметром определяемый диаметром стержня 5 мм (8/5=1,6) соответствует электроду с покрытием "толстое", при этом Заказчик требует два диаметра электрода, определяемый диаметром стержня, то соответственно и покрытие электрода должно быть двух видов, однако Заказчиком установлено требование исключительно к выбору одного покрытия.
-в Технической части аукционной документации по следующим показателям отсутствует единица измерения, а именно: п.108 Наличники (сечение: ширина не менее 13, длина от 54), п.144 Наличники (сечение не менее 13х более 54).
-п.109 Замок: класс замка от 2 до 3; Сила, прикладываемая к деталям и узлам замка: к засову не менее 2940 Н, к запорной планке не менее 2940 Н, к механизму засова не менее 785 Н, к соединению лицевой планки с корпусом врезного замка не менее 785 Н, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 5089-2011. Согласно таблицы 5 ГОСТ 5089-2011 для второго класса значения силы, прикладываемой к деталям и узлам замка, а именно: к механизму засова и к соединению лицевой планки с корпусом врезного замка не может быть менее 980 Н, а для третьего класса значения силы, прикладываемой к деталям и узлам замка, а именно: к механизму засова не может быть менее 1500 Н и к соединению лицевой планки с корпусом врезного замка не может быть менее 1960 Н.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований по данному товару.
-в Технической части аукционной документации установлены требования к показателям товара в противоречие конкретных ГОСТ, а именно: п.111 Блоки оконные: (максимальная величина среза наружного угла сварного шва профиля не более 3мм, при этом согласно ГОСТ 30674-99 значение данного параметра не может быть более 3 мм). Аналогичные нарушения присутствуют по параметрам "Максимальная глубина канавки профиля", "Максимальный размер канавки на лицевых поверхностях по ширине профилей", "Глубина защемления штапиками стеклопакета", "Расстояние от вкладыша до угла (торца) усиливаемой детали профилей ПВХ", а также по товару "Трубы напорные".
-п.116 "Профили стальные электросварные прямоугольного сечения трубчатые": толщина стенки 1,5 мм, радиус наружного закругления угла до 3 мм, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 30245-2003. Согласно ГОСТ 30245-2003 при толщине стенки 1,5 мм радиус наружного закругления угла равен 3 мм. Таким образом, Заказчик расширил диапазон возможных значений по данному параметру, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничение количества участников закупки.
-п.117 Блок дверной: приведенное сопротивление теплопередаче от 0,49 °С/Вт, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 30970-2014. Согласно ГОСТ 30970-2014 приведенное сопротивление теплопередаче установлено не менее 0,60 м °С/Вт.
-п.121 Смеситель общий для ванны и умывальника: длина излива более 280, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 25809-96. Согласно ГОСТ 25809-96 длина излива установлена не менее 300. Таким образом, Заказчик расширил диапазон возможных значений по данному параметру, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничение количества участников закупки.
-п.122 Клей, назначение: "должен быть для склеивания черных или цветных металлов, нержавеющей стали, неметаллов, цветных металлов и нержавеющей стали с неметаллами", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку установлены противоречивые требования, так как Заказчик устанавливает выбор для склеивания "черных или цветных металлов", при этом указывает что клей должен применяться для склеивания "цветных металлов и нержавеющей стали с неметаллами".
-пп. 137, 138 и 139 "Кран шаровой стальной": "максимальная температура воды 400 или 200 или 300 град.С", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку вода после 100 °C переходит в газообразное состояние и уже не является водой.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
-п.139 Кран шаровый стальной: номинальное давление 0,9 МПа, пробное давление до 60 кгс/см2, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 356-80. В жалобе Заявителя указано, что в ГОСТ 356-80 отсутствует значение 0,9 МПа для номинального давления, а также согласно таблице 2 ГОСТ 356-80 для кранов со значением пробного давления до 60 кгс/см2 значение номинального давления установлена 0,4 МПа.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований по данному товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) -п.12 Кабель: "изоляция должна быть изоляция из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности; допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании до 250 °С", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно ГОСТ 31996-2012, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, значение до 250 °С соответствует огнестойкому кабелю с изоляцией из сшитого полиэтилена, при этом данные товар Заказчиком не закупается.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в требованиях к товару установлено, что кабель должен быть огнестойким, при этом в соответствии с ГОСТ 31996 предельная температура нагрева жил огнестойких кабелей всех типов при коротком замыкании не должна превышать 250 °С.
-п.49 Кабель (нг-LS) с медными жилами: "допустимая температура нагрева жил кабеля, длительно допустимая до 70 °С, допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании до 250 °С", что, по мнению Заявителя не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку согласно ГОСТ 31996 требование "Допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании 250 °С" соответствует кабелю с изоляцией из сшитого полиэтилена, а также "Допустимая температура нагрева жил кабеля, длительно допустимая до 70 °С" соответствует кабелю с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката и из полимерной композиции, не содержащая галогенов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в требованиях к данному товару указано, что кабель должен быть огнестойким, а также согласно ГОСТ 31996 установлено, что допустимые температуры нагрева жил огнестойких кабелей должны соответствовать указанным в для соответствующего материала изоляции. Предельная температура нагрева жил огнестойких кабелей всех типов при коротком замыкании не должна превышать 250 °C, при этом допустимая температура нагрева жил кабеля, длительно допустимая, согласно Таблице 18 ГОСТ 31996, для указанного типа изоляции - до 70 °С, что установлено в аукционной документации.
-п.63 Блоки дверные металлические противопожарные: "размер должен быть 2050х1000 мм", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не ясно, значение какого размера необходимо представить в первой части заявки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные размеры установлены для закупаемого товара, а именно для блока дверного.
-п.85 Песок для строительных работ: "Содержание глины в комках в песке не должно быть более 2 % по массе", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно Таблице 4 ГОСТ 8736-2014 максимальное содержание глины в комках в песке для песков всех видов не должно быть быть более 1 % по массе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.4.2.1.1 ГОСТ 31424 установлено: "Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке класса I не должно превышать 3 % по массе, содержание глины в комках - 0,35% по массе. В песке класса II допускается содержание пылевидных и глинистых частиц до 10% по массе, глины в комках - до 2 % по массе".
-п.81 Лестницы: "угол наклона до град.", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно ГОСТ 23120-78 угол наклона может быть исключительно 45 град или 60 град.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для данного товара требование по углу наклона соответствует ГОСТ 23120-78 и ограничено максимально возможным значением.
-п.115 Пена монтажная противопожарная: "расширение в свободном состоянии 2-3", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку отсутствует единица измерения показателя.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для показателя "расширение в свободном состоянии" отсутствует единица измерения, поскольку величина является безразмерной.
-п.116 Профили стальные электросварные прямоугольного сечения трубчатые: "длина 2-4 м, выпуклость и вогнутость стенок не более 0,4 мм", что, по мнению Заявителя установлено в нарушение ГОСТ 30245-2003, поскольку согласно п.4.5 ГОСТ 30245-2003 выпуклость и вогнутость стенок профилей не должны превышать 0,01 размера профиля.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требуется размер сечения 20х40 мм, то максимальным значением выпуклости и вогнутости будет 0,01 от 40 мм, то есть 0,4 мм.
-п.116 Профили стальные электросварные прямоугольного сечения трубчатые: "скручивание профилей вокруг продольной оси до 4 мм", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно п.4.4 ГОСТ 30245-2003: Скручивание профилей вокруг продольной оси не должно превышать величины 2,0 мм плюс 0,5 мм на каждый метр длины профиля.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для данного товара наибольшая возможная длина 4 м, при этом согласно ГОСТ 30245-2003: "Скручивание профилей вокруг продольной оси не должно превышать величины 2,0 мм плюс 0,5 мм на каждый метр длины профиля", таким образом 2 мм + 4м х 0,5 мм=4 мм. Таким образом, положения аукционной документации не противоречат требованиям ГОСТ 30245-2003.
-в жалобе Заявителя указано, что в аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемых характеристик товаров конкретным ГОСТ, при этом Заказчик не указывает редакции ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "В качестве редакций нормативных технических документов следует использовать их последние (действующие на момент публикации аукционной документации) редакции", что позволяет участникам закупки сформировать заявку на основании действующих государственных стандартов.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа тендер" на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "АДАМАР" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-12281/77-16 от 27.10.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2016 г. N 2-57-12223/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016