Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12734/77-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция капитального ремонта" Департамента капитального ремонта г. Москвы: М.И. Моргунова, В.В. Ларюшкина,
Тендерного комитета: В.В. Сахно,
в отсутствие представителей ООО "МосОблГрупп", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/50904 от 31.10.2016,
рассмотрев жалобу ООО "МосОблГрупп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция капитального ремонта" Департамента капитального ремонта г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ в 2016 году по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного значения, а также расположенных в производственных зонах (дополнительные работы) по адресу: г. Москва, САО, въездная группа Ленинградского шоссе (Закупка N0173200001416001007) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/50903 от 31.10.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации не установлен запрет на участие в аукционе организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В п.5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на выполнение подрядных работ в 2016 году по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного значения, а также расположенных в производственных зонах (дополнительные работы) по адресу: г. Москва, САО, въездная группа Ленинградского шоссе, при этом, Заказчиком, в п.13.2 Информационной карты аукционной документации установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, используемый при выполнении работ:
- п.1 "Битум нефтяной дорожный вязкий": Температура размягчения по кольцу и шару; Глубина проникания иглы при 25оС и т.д.;
- п.2 "Торф ": Кислотность солевой суспензии (рНKCl); Влагоемкость на сухое состояние вещества и т.д.;
- п.3 "Смеси бетонные тяжелого бетона на гранитном щебне": Продолжительность перемешивания бетонных смесей в гравитационных смесителях вместимостью более 750л; Расслаиваемость бетонной смеси по показателю раствороотделение и т. д.;
- п.4 "Эмульсии битумные": Эластичность при 25 °С; Устойчивость при хранении через 7 суток, 30 суток, по массе и т.д.;
- п.5 "Краски (эмали) для дорожной разметки": Условная вязкость красок (эмалей); Адгезия высохшей пленки красок (эмалей) к стеклу и т. д.;
- п. 6 "Смеси асфальтобетонные дорожные (Тип 1) (Дорожно -климатическая зона: II)":Максимальная величина предела прочности на растяжение при расколе (трещиностойкость) при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин; Водонасыщение образцов, отформованных из смесей, по объему и т. д.;
- п. 7 "Песок для строительных работ": Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (1 класс материалов Аэфф.); Кол-во в песке пирита в пересчете на SO3, по массе и т. д.;
- п. 9 "Смеси асфальтобетонные дорожные (Тип 2) (Дорожно -климатическая зона: II)": Величина предела прочности на растяжение при расколе, трещиностойкость при температуре 0 °С; Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия и т. д.;
- п. 12 "Эмаль": Стойкость покрытия при температуре (202)0С к статическому воздействию воды; Укрывистость высушенной пленки эмали и т. д.;
- п.13 "Камни бетонные бортовые": Глубина окола бетона на ребре лицевой, нелицевой поверхности камня; Предельное отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней камня и т. д.;
- п.14 "Смеси бетонные тяжелого бетона на известняковом щебне": Сопротивление бетона проникновению воздуха; Показатель удобоукладываемости по жесткости и т. д.;
- п. 16 "Грунтовка ГФ-021": Время высыхания до степени 3, при (1055)°C; Твердость пленки по маятниковому прибору М-3 и т. д.;
- п. 17 "Растворитель": Температура вспышки в закрытом тигле; Массовая доля воды по Фишеру и т. д.;
- п. 19 "Кабель силовой": Прочность при разрыве изоляции до старения, после старения; Электрическое сопротивление 1 км жилы кабеля при температуре 20оС и т. д.;
- п.20 "Сталь арматурная": Временное сопротивление разрыву; Относительное удлинение и т. д.;
- п.21 "Краска масляная": Время высыхания до степени 3 при температуре (202) оС; Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20
0.5) оС и т. д.;
- п.22 "Олифа": Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 2) °С; Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С и т. д.;
- п.23 "Битум нефтяной дорожный жидкий": Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С; Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя и т. д.;
- п.24 "Раствор строительный цементный": Норма подвижности растворной смеси по погружению конуса; Расслаиваемость свежеприготовленной растворной смеси и т. д.;
- п.25 "Цемент": Предел прочности цемента при сжатии в возрасте 28 сут.; Предел прочности цемента при изгибе в возрасте 28 сут. и т. д.;
- п.26 "Щебень": Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (1 класс материалов Аэфф.); Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости и т. д.;
- п.30 "Смеси асфальтобетонные (горячие) и асфальтобетон крупнозернистые": Прочность на растяжение при расколе при температуре 0оС; Прочность на сжатие при +50°С и т. д.
Конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные показатели по вышеуказанным характеристикам указываются производителями в открытом доступе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МосОблГрупп" на действия ГКУ "Дирекция капитального ремонта" Департамента капитального ремонта г. Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований по п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25,26, 30.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно путем отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12734/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016