Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12592/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ИНИОН РАН: В.С. Качана, А.В. Бабанина,
ООО "Ностромо": Д.В. Глотова,
рассмотрев жалобу ООО "Ностромо" (далее - Заявитель) на действия ИНИОН РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственого контракта на поставку (включая работы по установке и настройке) аппаратно-программного комплекса и передачу неисключительных прав на программное обеспечение для создания научной электронной библиотеки Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (Закупка N0373100012316000011) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 10/50679 от 28.10.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым к поставке, в частности, в п.4.1 Технического задания предъявлены требования к комплексу обработки данных электронной библиотеки, п.4.2.1 Технического задания предъявлены требования к подсистеме оперативного хранения данных, п.4.2.3 Технического задания предъявлены требования к подсистеме технологических узлов, в п.4.4.13 Технического задания предъявлены требования к сканеру Тип 1, в п.4.4.14 Технического задания предъявлены требования к сканеру Тип 2.
По мнению Заявителя требования к характеристикам по вышеуказанным позициям соответствуют единственной модели, единственного производителя и не позволяют произвести эквивалентные замены, а именно:
- п.4.1 соответствует товар компании IBM;
- п.4.2.1 соответствует подсистема оперативного хранения данных IBM Power System E880;
- п.4.2.3 соответствует подсистема технологических узлов IBM Power System S822;
- п.4.4.13 соответствует сканер ATIZ BookDrive Mark 2;
- п.4.4.14 соответствует сканер ATIZ BookDrive MINI.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения по итогам анализа рынка путем запроса коммерческих предложений, а также сведения производителей, согласно которым техническим характеристикам объекта закупки по п.4.2.1 не соответствует подсистема оперативного хранения данных IBM Power System E880, поскольку не имеет конструктивной возможности установки жестких дисков и требует применения внешних систем хранения данных, что противоречит требованиям Технического задания. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что техническим характеристикам объекта закупки по п.4.1, п. 4.2.3, п.4.4.13, п. 4.4.14 соответствуют, в том числе, такие модели и прозводители, как:
- п.4.1 система Oracle Oracle SPARC T7-1 Server (технология Logical Domains (Ldoms или LDOM); система Hewlett Packard Enterprise Superdome x (технология HPE nPar); система Fijitsu M10-4S (технология HPE nPar); система SITONICA PW21 Server; система Bull ESCALA L3-800;
- п. 4.2.3 Oracle Oracle SPARC T7-1 Server (технология Logical Domains (Ldoms или LDOM); Fijitsu M10-1; Bull ESCALA;
- п.4.4.13 Kirtas; Book2net; Qidenus; Optima-V; ЦИФ;
- п. 4.4.14 Kirtas; Book2net; Qidenus; Optima-V; ЦИФ.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе, в части невозможности представления эквивалентной замены товаров по вышеуказанным позициям в составе первой части заявки, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968), поскольку, по мнению Заявителя, совокупности требований к характеристикам товаров по п.4.1, п. 4.2.1, п.4.2.3, п.4.4.13, п. 4.4.14 соответствуют товары единственного иностранного производителя.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и законных прав и интересов Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заявитель в своей жалобе указывает на противоречивые сжатые сроки поставки товара, а также работы по установке и настройке аппаратно-программного комплекса, а именно, в п.6 Технического задания указано следующее: "До начала выполнения Работ по установке и настройке аппаратно-программного комплекса в Месте поставки Поставщик должен выполнить обследование технологической и сетевой инфраструктуры, подготовить и сдать Заказчику Отчет об обследовании, с приложением к нему требований к размещению аппаратно-программного комплекса согласно технических данных установленных производителем, в срок не более 10 календарных дней с даты заключения государственного контракта" и "Поставщик должен разработать действующий прототип АПК согласно требованиям Раздела 8 настоящего Технического задания, произвести установку и настройку прототипа и провести в присутствии Заказчика испытания по согласованной программе и методике испытаний в срок не более 10 календарных дней с даты заключения государственного контракта".
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Упрвления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и о невозможности поставки товара и выполнения работ в установленные Техническим заданием сроки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. В своих жалобах Заявитель указывает на неправомерные требования к иностранному программному обеспечению семейства операционных систем Windows в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N 1236) без размещения в составе аукционной документации обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств с указанием характеристик, по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствуют установленным Заказчиком требованиям.
На основании п.2 ПП N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п.3 ПП N 1236 запрет, предусмотренный п. 2 ПП N 1236, не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
Кроме того, ПП N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно п.3 которого установлены требования к содержанию такого обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, которое должно содержать, в том числе, функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аукционная документация не содержит обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также затруднился пояснить каким образом Заказчиком в аукционной документации соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, а также затруднился пояснить каким образом в аукционной документации установлен запрет на участие в закупке программного обеспечения, имеющего соответствующие требованиям аукционной документации аналоги, включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, нормами Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ностромо" на действия ИНИОН РАН обоснованной в части неустановления запрета на участие в закупке программного обеспечения, имеющего соответствующие требованиям аукционной документации аналоги, включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также отсутствия обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Л.Н. Харченко
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12592/77-16 об устранении нарушений Законодательства об осуществлении закупок
07.11.2016 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 07.11.2016 по делу N 2-57-12592/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Ностромо" (далее - Заявитель) на действия ИНИОН РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственого контракта на поставку (включая работы по установке и настройке) аппаратно-программного комплекса и передачу неисключительных прав на программное обеспечение для создания научной электронной библиотеки Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (Закупка N0373100012316000011) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 07.11.2016 по делу N 2-57-12592/77-16 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.11.2016 по делу N 2-57-12592/77-16.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 23.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12592/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016