Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 ноября 2016 г. N 2-57-12627/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУ МФЦ города Москвы: Потатурко Т. Е., Паниной А.А.,
ООО "Изумруд": Качур Н.В.,
рассмотрев жалобы ООО "Изумруд" (далее - Заявитель) на действия ГБУ МФЦ города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов (Закупки NN 0373200597216000129, 0373200597216000128, 0373200597216000126, 0373200597216000131, 0373200597216000127, 0373200597216000125, 0373200597216000124) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционных документаций в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 28.10.2016 N10/50675 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложение к первой части заявки Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при оказании услуг, в частности:
- В п.11 "Чистящее средство для ковров" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО); Пылеобразование.
- В п.22 "Мешки тканые полипропиленовые (пакеты для мусора)" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрывная нагрузка донного шва.
- В п.26 "Освежитель воздуха" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 °С для средств с использованием в качестве пропиллена сжиженного газа и углекислого газа; Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 °С для средств с использованием в качестве пропеллена сжатых газов; Степень эвакуации содержимого аэрозольной упаковки; Длина распространения пламени по струе аэрозоля.
- В п.36 "Полотенца бумажные в рулонах тип 2" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие во влажном состоянии в среднем по двум направлениям; Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.1 мл воды.
- В п.37 "Туалетная бумага" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.01 мл воды.
- В п.44 "Полотенца бумажные" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие во влажном состоянии в среднем по двум направлениям; Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.1 мл воды; Косина.
- В п.48 "Туалетная бумага тип 2" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.01 мл воды; рН водной вытяжки при холодном экстрагировании.
- В п.49 "Туалетная бумага в рулонах тип 1" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям; Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.01 мл воды.
- В п.50 "Полотенца бумажные в листах" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие во влажном состоянии в среднем по двум направлениям; Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.1 мл воды; Косина.
- В п.51 "Полотенца бумажные в рулонах тип 1" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Разрушающее усилие во влажном состоянии в среднем по двум направлениям; Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям; Поверхностная впитываемость 0.1 мл воды.
- В п.63 "Полироль" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 С; Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 °С для средств с использованием в качестве пропеллента сжатых газов; Степень эвакуации содержимого аэрозольной упаковки; Длина распространения пламени по струе аэрозоля; Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО).
- В п.64 "Чистящее средство для хромированных поверхностей в аэрозольной упаковке" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 °С; Степень эвакуации содержимого аэрозольной упаковки.
- В п.68 "Чистящее средство для нержавеющей стали" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО); Избыточное давление в аэрозольной упаковке; Степень эвакуации содержимого аэрозольной упаковки.
- В п.76 "Мешки" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Прочность при растяжении сварного шва мешка; Прочность при растяжении клеевого шва мешка.
- В п.77 "Жидкие противогололедные реагенты" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Температура кристаллизации; Водородный показатель; Динамическая вязкость, сантипуаз; Плавящая способность; Коррозионная активность на металл (СтЗ).
- В п.78 "Твердые противогололедные реагенты" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Температура кристаллизации влажность; Водородный показатель; Динамическая вязкость, сантипуаз; Плавящая способность гигроскопичность; Коррозионная активность на металл (СтЗ).
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также в Приложении к первой части заявки Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при оказании услуг, в частности:
- п. "Средство моющее" - Наличие сертификатов об экологичности средства:
-Продукт сертифицирован в соответствии со стандартами ECOCERT: ECOCERT - независимый орган контроля и сертификации, уполномоченный Министерством сельского хозяйства Франции; международная сертификационная организация, имеющая свои филиалы в Европе, Японии, США Система сертификации ECOCERT не имеет никакого отношения к товарам бытовой химии, используемым на российском рынке,
-Продукт сертифицирован в соответствии со стандартами ЕСО Garantie: Сертификат Ecogarantie принадлежит бельгийской сертифицирующей организации Certisys - первой структуре, контролирующей органическое сельское хозяйство в Бельгии. Он не имеет никакого отношения к товарам бытовой химии, используемым на российском рынке,
-Продукт сертифицирован в соответствии со стандартами Vegan: Vegan - признанный международный вегетарианский стандарт, созданный в 1944, Маркировка Vegan означает, что продукт соответствует требованиям Vegan Society (Вегетарианского общества). Он не имеет никакого отношения к товарам бытовой химии, используемым на российском рынке.
Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерный установлено требование о соответствие товаров стандартам, которые не относятся к правовой системе Российской Федерации, а также соответствие трем сертификатам.
На заседание Комиссии Управления пояснил, что вышеуказанные требования являются стандартными, а также предоставил сведения производителей, согласно которым предоставляется возможным поставить вышеуказанный товар, соответствующий трем сертификатам.
Так же согласно доводам жалоб Заявителя, в приложении к техническому заданию предлагаются альтернативные "Назначения" и "Свойства (особенности)" моющих/чистящих средств, которые не носят объективный характер объекта закупки, поскольку Заказчик предлагает выбрать именно участнику требуемый Заказчику товар, к примеру в п.3 "Универсальное моющее средство для полов тип 1":
-Назначение средства: - "или для мытья любых напольных поверхностей, включая полы из плитки, ламината, паркета"; - "или для ухода за любыми полами, а также поверхностями, включая ламинат, линолеум, паркет, дерево, керамическая плитка, пластик, окрашенные поверхности",
-Свойства (особенности) средства:- "или бережно очищает поверхности без риска царапин, придает свежесть, блеск, уничтожает неприятные запахи"; - "или легко удаляет грязь, стойкие пятна, жир, способствует быстрому высыханию, не требует вытирания насухо, не оставляет следов, обладает антимикробным действием, создает грязеотталкивающую пленку, антистатический эффект, долговременную защиту, придает блеск, облегчает последующий уход".
Кроме того, Заявитель в своих жалобах указывает на аналогичные нарушения Заказчиком по пунктам N 2, N 3, N 7, N 9, N 16, N 18, N 19, N 20, N 28, N 31, N 38, N 46, N 57, N 63, N 70, N74, N34 приложения к техническим.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные характеристики товаров соответствуют данным от производителей этих товаров.
Кроме того, в своих жалобах Заявитель указывает, что инструкции по заполнению заявки указано, что химическая продукция, используемая для оказания услуг должна сопровождаться паспортом безопасности по ГОСТ 30333. "Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования", при этом, Заказчик не принял во внимание п.2.5 ГОСТ 30333 понятие химической продукции не включает в себя изделия, которые в процессе использования не изменяют своего химического состава, агрегатного состояния и не выделяют в окружающую среду химические вещества в концентрациях, способных оказать вредное воздействие на здоровье и имущество граждан, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, при этом, установленное требование к поставляемым товарам относятся к товарам бытовой химии, которые регламентируются ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические условия", в котором отсутствуют сведения о наличии паспортов безопасности товаров бытовой химии, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что химическая продукция, используемая при оказании услуг, должна сопровождаться паспортом безопасности по ГОСТ 30333, кроме того, моющее средство и товары бытовой химии является химической продукцией и вся химическая продукция должна иметь паспорт безопасности.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалоб в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, а также каким образом вышеуказанные положения Приложений к Техническим заданиям нарушают законные права и интересы Заявителя и не позволяют заполнить заявку на участие в данном аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Изумруд" на действия ГБУ МФЦ города Москвы обоснованной в части неправомерного требования к поставляемым товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "ПрофГлассСтрой" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N 2-57-12282/77-16 от 28.10.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии С.И. Казарин
И.С. Максимов
Максимов И. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 ноября 2016 г. N 2-57-12627/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016