Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 октября 2016 г. N 2-57-12392/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Кравченко А.В.,
ООО "Рельеф": Мосолова Н.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене оконных блоков в учреждениях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, в рамках реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" (Закупка N 0373200138216000158) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.N10/49748 от 25.10.2016 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.3 "Раствор строительный" установлены требования к характеристикам таким как: Предел прочности на сжатие в возрасте 28 суток; Средняя плотность; Водоудерживающая способность; Содержание ПАВ в готовом растворе; Расслаиваемость; Содержание пластификатора в готовом растворе; Удельная эффективная активность (Аэфф).
По мнению Заявителя подобные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлено сведений подтверждающих, что вышеуказанные характеристики товаров указываются производителями товаров в открытом доступе, а также сведений указанных на то, что данные характеристики могут быть известны до момента проведения испытаний, при этом в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений", что позволяет участникам закупки указать значение соответствующее требованиям аукционной документации.
Также в Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п.4 "Листы гипсокартонные" - "Длина: От *2500 до 3600*"; "Ширина: От *600 до 1200*"; "Толщина: От *8 до 14*"; "Масса 1 листа: От *9.6 до 65*"; "поверхностная плотность листов: От *6.4 до 15*", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку установленные требования являются взаимосвязанными, параметр же "масса 1 листа" является нестандартным и избыточным, так как, он находится в прямой зависимости и может быть определен посредством вычислений при наличии таких параметров как "длина", "ширина" и "поверхностная плотность листов".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что масса 1 листа является стандартным, а также указывается производителями данного товара в открытых источниках, в подтверждение чего представлена информация с официального сайта производителя, что также позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалоб в части невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе на условиях аукционных документаций.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалоб.
2. В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.1 "Смеси сухие цементно-песчаные, тип 1" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Водоудерживающая способность растворной смеси; Расслаиваемость свежеприготовленных смесей; Средняя плотность растворной смеси; Средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте; Подвижность смеси по погружению конуса; Удельная эффективная активность (Аэфф).
- В п.2 "Смеси сухие цементно-песчаные, тип 2" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Водоудерживающая способность растворной смеси; Расслаиваемость свежеприготовленных смесей; Средняя плотность растворной смеси; Средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте; Подвижность смеси по погружению конуса; Удельная эффективная активность (Аэфф).
- В п.4 "Листы гипсокартонные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Предельное отклонение по длине; Предельное отклонение по толщине; Сопротивляемость воздействию открытого пламени; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в гипсокартонных листах.
- В п.5 "Блоки оконные (индивидуального изготовления) из алюминиевых профилей, со скобяными приборами" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: приведенное сопротивление теплопередаче остекленной части; Воздухопроницаемость при перепаде давления на наружной и внутренней поверхностях 100Па (барометрическое давление 760 мм.рт.ст., t=+15°С); Массовая воздухопроницаемость при перепаде давления на наружной и внутренней поверхностях 100Па (барометрическое давление 760 мм.рт.ст., t=+15°С); Снижение внешнего уровня городского шума в открытом положении вентиляционного клапана; Снижение внешнего уровня городского шума в закрытом положении вентиляционного клапана; Коэффициент направленного пропускания света стекол; Оптические искажения стекла отсутствует искажение полос экрана "зебра" в проходящем свете под углом, более или равном; Коэффициент тепловой эмиссии стекла; Предельное отклонение толщины стеклопакетов; общая глубина герметизирующего слоя; Глубина внутреннего герметизирующего слоя (первый слой); Глубина наружного герметизирующего слоя по торцу стеклопакета; Коэффициент направленного пропускания света (пакет); Точка росы; размеры пор во влагопоглотителе; Эффективность влагопоглотителя, определенная по методу повышения температуры (для силикагелей); Эффективность влагопоглотителя, определенная по методу повышения температуры (для молекулярного сита); Безотказность оконных приборов и петель (кол-во циклов открывания-закрывания); Профиль; приведенное сопротивление теплопередаче; Долговечность.
- В п.6 "Плиты облицовочные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Предельные отклонения по толщине; Предельные отклонения по длине; Предельные отклонения по длине; Каверны и раковины на углах, ребрах и лицевой поверхности; Размер (при наличии) каверн, раковин на углах, ребрах и лицевой поверхности; Водопоглощение; Предел прочности при сжатии породы в сухом состоянии; Снижение прочности при сжатии породы при водонасыщении; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов ( Аэфф).
- В п.7 "Стекло" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Предельное отклонение по толщине; Разнотолщинность; Оптические искажения стекла в проходящем свете, определенные по ч.6 ГОСТ 33003-2014: отсутствуют искажение полос экрана "зебра" в проходящем свете под углом , более или равном; Коэффициент направленного пропускания света; Предельное отклонение по длине; Предельное отклонение по ширине; Разность длин диагоналей; Коэффициент тепловой эмиссии стекла; Показатель преломления; Коэффициент направленного отражения; Коэффициент теплопередачи.
- В п.8 "Клеящая каучуковая мастика" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: содержание хлоропренового каучука; прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом (клеящая способность), через 24 ч после склеивания образцов; прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом (клеящая способность), через 72 ч после склеивания образцов; содержание летучих компонентов по массе; вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3.
- В п.9 "Сталь оцинкованная" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Количество перегибов без излома; Толщина покрытия; Разнотолщинность; Относительное удлинение при L0=80 мм.
- В п.10 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Условная прочность при растяжении; Относительное удлинение при разрыве; Время восстановления формы (толщины) ленты до значения рабочего расширения при температуре плюс 20 °С; Коэффициент теплопроводности при температуре минус 20 °С; Сопротивление сжатию при 50 %-ной деформации; Водопоглощение поверхности, по объему; Предел водонепроницаемости при рабочем сжатии уплотнительной ленты; Коэффициент паропроницаемости; Теплостойкость; Морозоустойчивость - гибкость на брусе радиусом 40 мм при температуре -55°С; Сопротивление отслаиванию от бетонного основания.
- В п.11 "Блоки оконные (индивидуального изготовления) из ПВХ профилей, со скобяными приборами" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: приведенное сопротивление теплопередаче остекленной части; Воздухопроницаемость при перепаде давления на наружной и внутренней поверхностях 100Па (барометрическое давление 760 мм.рт.ст., t=+15°С); Массовая воздухопроницаемость при перепаде давления на наружной и внутренней поверхностях 100Па (барометрическое давление 760 мм.рт.ст., t=+15°С); Снижение внешнего уровня городского шума в открытом положении вентиляционного клапана; Снижение внешнего уровня городского шума в закрытом положении вентиляционного клапана; Коэффициент направленного пропускания света стекол; Оптические искажения стекла: отсутствуют искажение полос экрана "зебра" в проходящем свете под углом, более или равном; Коэффициент тепловой эмиссии стекла; Предельное отклонение толщины стеклопакетов; общая глубина герметизирующего слоя; Глубина внутреннего герметизирующего слоя (первый слой); Глубина наружного герметизирующего слоя по торцу стеклопакета; Коэффициент направленного пропускания света (пакет); Точка росы; размеры пор во влагопоглотителе; Эффективность влагопоглотителя, определенная по методу повышения температуры (для силикагелей); Эффективность влагопоглотителя, определенная по методу повышения температуры (для молекулярного сита); Безотказность оконных приборов и петель (кол-во циклов открывания-закрывания); Профиль; Толщина; Количество камер; толщина армирующих элементов; Толщина внешних стенок (лицевая); Толщина внешних стенок (нелицевая); приведенное сопротивление теплопередаче; Прочность при растяжении; Модуль упругости при растяжении; Ударная вязкость по Шарпи; Температура размягчения по Вика; Прочность сварных угловых соединений (створка) (Разрушающая нагрузка); Прочность сварных угловых соединений (коробка) (Разрушающая нагрузка); предельные отклонения номинальных размеров.
- В п.5 "Блоки оконные (индивидуального изготовления) из алюминиевых профилей, со скобяными приборами" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: общая глубина герметизирующего слоя; Глубина внутреннего герметизирующего слоя (первый слой); Глубина наружного герметизирующего слоя по торцу стеклопакета; Размеры гранул влагопоглотителя больше, чем дегидрационные отверстия в дистанционной рамке; размеры пор во влагопоглотителе.
- В п.10 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Морозоустойчивость - гибкость на брусе радиусом 40 мм при температуре -55°С.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ по п.1, п.2, п.4, п.5, п.6, п.7, п.8, п.9, п.10, п.11, п.5, п.10 приложения N2 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.В. Кочетков
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12392/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
31.10.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
на основании решения Комиссии от 31.10.2016 по делу N 2-57-12392/77-16, по итогам рассмотрения жалоб ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене оконных блоков в учреждениях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, в рамках реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" (Закупка N 0373200138216000158) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок, а также при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать показатели товаров по п.1, п.2, п.4, п.5, п.6, п.7, п.8, п.9, п.10, п.11, п.5, п.10 приложения N2 к техническому заданию, в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 31.10.2016 по делу N 2-57-12392/77-16,.
2. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки (Закупка N0373200138216000158) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 31.10.2016 по делу N 2-57-12392/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 20.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.В. Кочетков
Исп. Максимов И.С. (495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 октября 2016 г. N 2-57-12392/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016