Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 ноября 2016 г. N 2-57-12619/77-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок П.М. Корнюшина,
Члена Комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей ФГБУН "ИПУ РАН": В.А. Киселева, Я.А. Орлянского, А.Д. Белоусова,
в отсутствие представителей Николенко Л.И., уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России N10/50692 от 28.10.2016,
рассмотрев жалобу Николенко Л.И. (далее - Заявитель) на действия ФГБУН "ИПУ РАН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту строений 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Проектирование и замена инженерных коммуникаций (Закупка N 0373100055116000046) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N10/50692 от 28.10.2016.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены избыточные и неправомерные требования к товарам, которые не регламентируются производителями товаров в открытом доступе и не могут быть указаны участниками закупки в составе первой части заявки, в том числе к таким товарам как:
- п.2. "Керосин технический" - Фракционный состав: 10% перегоняется при температуре должно быть не <110 и не > 180 °С. Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре должно быть не <190 и не > 200 °С. Фракционный состав: 90% перегоняется при температуре должно быть 240-275 °С. Фракционный состав: 98% перегоняется при температуре должно быть не > 300 °С. Марка должна быть КТ-1\КТ-2.Кислотность должна быть не > 4,5 мг КОН на 100 смЗ. Зольность должна быть не > 0,03 % по массе. Концентрация фактических смол, мг на 100 мг/смЗ керосина должна быть не > 40. Массовая доля серы должна быть не > 1 %. Содержание водорастворимых кислот и щелочей должно отсутствовать. Содержание механических примесей должно отсутствовать. Содержание воды должна отсутствовать. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле должна быть не <28 °С. Плотность при 20°С должна быть < 828,5 кг/мЗ.
- п.14 "Эмаль ХВ-124 ГОСТ 10144-89" - Эмаль должна представлять собой суспензию пигментов в растворе средневязкой поливинилхлоридной хлорированной смолы (ПСХ-ЛС) и алкидной смолы в смеси летучих органических растворителей с добавлением пластификатора. Цвет должен быть серый и защитный. Внешний вид пленки после высыхания пленка должна быть однородной, без морщин, оспин, потеков и должна быть не < 27 и посторонних включений. Массовая доля нелетучих веществ. % < 33. Условная вязкость при температуре (20.0 } 0.5) "С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм. с должна быть > 35 и < 60. Степень перетира, мкм должна быть < 30. Укрывистость высушенной пленки, г/м2, должна быть <60. Время высыхания при температуре (20 } 2) °С до степени 3 и 5, ч, должно быть < 24. Эластичность пленки при изгибе, мм должна быть < 1. Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3, условные единицы должна быть не < 0,4. Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А), условные единицы не должна нормироваться. Адгезия пленки, баллы, должна быть ^ 2. Стойкость пленки при температуре (20 } 2) °С, ч, к статическому воздействию воды должна быть > 24. Стойкость пленки при температуре (20 } 2) °С, ч, к статическому воздействию бензина должна быть ^ 8. Стойкость пленки при температуре (20 } 2) °С, ч, к статическому воздействию раствора кальцинированной соды должна быть > 24. Стойкость пленки при температуре (20 } 2) °С, ч, к статическому воздействию индустриального масла должна быть >24;
- п.16 "Резина листовая вулканизованная ГОСТ 7338-90" - Марка пластин должна быть ТМКЩ/ АМС/ МБС. Класс пластины должен быть 1/2. Должны быть предназначены для изготовления резино-технических изделий, служащих для уплотнения узлов, работающих под ПГ давлением от 0,05 Мпа и/или для предотвращения трения между металлическими поверхностями, а также для восприятия одиночных ударных нагрузок или в качестве подкладок, настилов. Вид пластины должен быть формовые пластины, изготовляемые методом вулканизации в пресс-формах на вулканизационных прессах/ неформовые пластины, изготовляемые методом вулканизации в котлах, а также на вулканизаторах непрерывного действия. Тип пластины должен быть резиновая пластина/резинотканевая пластина с одним или несколькими тканевыми слоями. Степень твердости должна быть М/С/Т. Температурный интервал, оС должен быть от- 45* до +80*. Рабочая среда должна быть воздух помещений, емкостей, сосудов, азот, инертные газы при давлении от 0,05 до 0,4 МПа или вода пресная, морская, промышленная, сточная без органических растворителей и смазочных веществ, раствор солей с концентрацией до предела насыщения, кислоты, щелочи концентрацией не более 20 % при давлении от 0,05 до 10,0 Мпа/воздух атмосферный, помещений, емкостей, сосудов, азот, инертные газы при давлении от 0,05 до 0,4 МПа или масла на нефтяной основе при давлении от 0,05 до 10,0 Мпа/ воздух помещений, емкостей, сосудов, инертные газы при давлении от 0,05 до 0,4 МПа или масла и топлива на нефтяной основе, бензин при давлении от 0,05 до 10,0 Мпа, азот. Толщина должна быть 2 и 5 мм. Предельные отклонения по толщине должны быть не > + 0,6 и не < - 0,6 мм. Ширина должна быть не < 500 мм. Длина должна быть > 500 мм. Предельные отклонения по ширине должны быть не <- 10 и не > +10 мм. Предельные отклонения по длине должны быть не < - 10 и не > +10 мм. Условная прочность при растяжении, Мпа не должна быть < 5. Относительное удлинение при разрыве, % должно быть не < 200. Изменение массы образца после воздействия сред в течение 24 ч, %: изменение массы образца после воздействия сред в течение 24 ч, % должно быть не >25. Изменение массы образца после воздействия сред в течение 24 ч, %: стандартного масла СЖР-2 при температуре 100 °С должна быть не < -5 и не > + 20. Изменение относительного удлинения после воздействия 20 %-ного раствора соляной кислоты по ГОСТ 3118 или ГОСТ 857, или серной кислоты по ГОСТ 4204, или ГОСТ 2184, или гидроокиси натрия по ГОСТ 4328, или ГОСТ 11078 в течение 24 ч при температуре 23 °С, %: должно быть не < -10 и не > + 20. Коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия должен быть >0,2. Относительная остаточная деформация при сжатии на (20 + 5) % в воздухе при 70 "С в течение 24 ч должно быть не > 80. Твердость, международные единицы JRHD или единицы Шора А должны быть 35-90. Прочность связи резиновых слоев с тканевыми прокладками Н/см должны быть не > 9. Изменение массы после воздействия сред в течение 24 ч. % смеси изооктана по ГОСТ 12433 и толуола по ГОСТ 5789 в соотношении 7 : 3 при температуре 23 ° С должна быть не > 20. Диаметр пор должен быть не > 0.2 мм. На поверхности и в срезе пластин не допускаются пузыри площадью более 1 более 5 см2. На поверхности и в срезе пластин не допускаются расслоения между резиновыми и тканевыми или резиновыми слоями по кромке пластины длиной более 2 см. Общее количество складок, отпечатков от складок прокладочных материалов не должно превышать с каждой ее стороны по 20шт. на 1 м2 пластины.
- п.27 "Сополимер БМК-5" - Сополимер должен представлять собой сополимер метакриловой кислоты и бутилового эфира метакриловой кислоты, полученный суспензионным методом. Должен растворяться в ацетоне, толуоле, бутилацетате. Должен быть применим для изготовления лаков, эмалей, клеев и в качестве связующего компонента при изготовлении растворов наполнителями. Марка должна быть А и Б. Внешний вид должен быть бисер белого или слегка желтоватого цвета. Внешний вид раствора сополимера в растворителе марки 648 должен быть бесцветный или слегка желтоватый. Допускается слабая опалесценсия и наличие небольшого количества механических примесей. Массовая доля воды. % должна быть не > 2. Удельная вязкость раствора сополимера в ацетоне с массовой долей 0.5% должна быть 0.160.40.
- п.33 "Бетон Тип 1 ГОСТ 26633-2012. ГОСТ 7473-2010" - Класс прочности должен быть 12,5, Средняя плотность должна быть не >1400 кг/мЗ. Морозостойкость должна быть не < F 50. Водонепроницаемость должна быть не > W 4. В качестве вяжущих материалов должен быть применен портландцемент или шлакопортландцемент/ цементы сульфатостойкие/цементы общестроительные. Вяжущее должно соответствовать ГОСТ 22266-2013/ ГОСТ 10178-85/ГОСТ31108-2003. В качестве крупных заполнителей должен применяться щебень из отсевов дробления плотных горных пород/ щебень и гравий из плотных горных пород/ щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии. Крупный заполнитель должен соответствовать ГОСТ 8267-93/ ГОСТ 31424-2010/ГОСТ 5578. В качестве мелкого заполнителя должен быть природный песок или песок из отсевов дробления горных пород/ песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии. Мелкий заполнитель должен соответствовать ГОСТ 8736-93/ ГОСТ 31424-2010/ ГОСТ 5578-94. Фракция крупного заполнителя должна быть от 5 до 10; от 10 до 20; от 20 до 40; от 40 до 80 мм. Наибольшая крупность заполнителя должна быть не > 80 мм. Тип бетона в зависимости от показателя удобоукладываемости должен быть жесткие (Ж)/ подвижные (П)/ растекающиеся (Р). Марка по расплыву конуса должна быть От Р1 до Р4*. Марка по осадке конуса должна быть От П1 до П4. Марка по жесткости должна быть От Ж1 до Ж4.. Расплыв конуса должен быть не < 35 см. Осадка конуса должен быть не < 5 см. Жесткость должна быть не < 11 с. Допустимые отклонения расплыва конуса не должно быть > +3 и не должно быть < -3 см. Допустимые отклонения осадке конуса не должно быть > +2 и не должно быть < -2 см. Допустимые отклонения жесткости должно быть не > +3 и не < -3 с. Расслаиваемость бетонной смеси по воотделению должна быть не >0,8%. Расслаиваемость бетонной смеси по раствороотделению должна быть не >6 %. Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях: сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на S03 не должно быть > 1,5 % массы % массы. Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях, пирит в пересчете на S03 должно быть не > 4 % массы % массы. Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях, слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) Не должно быть >15 % объема % объема. Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях : магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин. Фосфорит, являющиеся породообразующими минералами Не должно быть >15 % объема. Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях Галоиды (галит, сильвин и др.), содержащие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора не должно быть >0,15 % массы % массы. Допустимое содержание вредных примесей в заполнителях Свободное волокно асбеста должно быть не > 0,25 % массы 34.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил документы, подтверждающие указание поставщиками товаров в открытом доступе вышеуказанных сведений, в том числе документов и сведений, подтверждающих, что указанные характеристики возможно определить без проведения испытаний партии товара, а также затруднился обосновать установление требований к товарам вышеуказанным образом.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований по что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что объединение в один лот работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту ограничивают круг участников электронного аукциона, так как в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации, при этом, в аукционной документации отсутствует точный объем работ, подлежащих выполнению при капитальном ремонте.
Согласно ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно ч.2 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, при проведении закупки на проведение капитального ремонта, а также на строительство объекта, в составе закупочной документации должна содержаться проектно-сметная документация, отражающая, в том числе, объем работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, на основании которого участники закупки формируют свою ценовое предложение.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерном включении в один лот работ по разработке проектно-сметной документации и проведению капитального ремонта, что, в нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, может привести к ограничению количества участников закупки.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99-ПП.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком выбран код ОКПД2 71.12.17.000 , предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонт строений, а также проектирование и замена инженерных коммуникаций, при этом НМЦК составляет 10 500 000,00 рублей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, так как при выбранном Заказчиком коде ОКПД2, установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99-ПП, не предусмотрено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Николенко Л.И. на действия ФГБУН "ИПУ РАН" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам; в части объединения в один лот работ по разработке проектно-сметной документации и капитальному ремонту строений.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель Председателя Комиссии П.М. Корнюшин
Член Комиссии Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 ноября 2016 г. N 2-57-12619/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2016