Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 октября 2016 г. N 464
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Косимова М.П. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
|
- Липатенко К.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
в отсутствии представителя заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (о дате и времени рассмотрения уведомлен),
от заказчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (представитель по доверенности) - Матеко Денис Николаевич,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" и представленные материалы дела N 7-1/712,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству инфраструктуры территории для комплексной жилой застройки.
Суть жалобы сводится к тому, что, по мнению заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", документация электронного аукциона содержит нарушения требований Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. проект контракта документации электронного аукциона не содержит условий о поэтапной оплате выполненных работ, являющихся предметом контракта;
2. наличие требования к участнику закупки не только свидетельство саморегулируемой организации (далее - СРО) на организацию строительства, но и одновременно с конкретными допусками к определенным видам работ.
В рамках поступившей жалобы, на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение с реестровым номером закупки 0122300009616000039 о проведении электронного аукциона опубликовано на Официальном сайте ЕИС (адрес в сети Интернет www.zakupki.gov.ru) от 09.09.2016.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 21.09.2016;
Предмет контракта - выполнение работ по строительству инфраструктуры территории для комплексной жилой застройки.
Начальная (максимальная) цена контракта 12 853 650,00 рублей.
|
|
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2016, представлено 4 заявки, в отношении которых комиссия заказчика приняла следующее решение:
Заявки 2, 3, 4 - отклонены (основание - п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не представлены конкретные показатели товара (мастика), указанного в п. 3 приложения N 3 документации электронного аукциона);
Заявка 5 - допущена.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 12.10.2016, комиссия заказчика рассмотрела заявку 5 (ООО ДВ Томари - Оро) и признала соответствующей требованиям документации электронного аукциона.
Заказчиком администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края представлен отзыв, согласно которому с доводами жалобы не согласны в полном объеме.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика дополнительно пояснил следующее.
Исполнение требований, установленных ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе установлены проектом контракта документации электронного аукциона.
Также установлено требование о наличии допуска СРО на организацию строительства реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) одновременно с конкретными допусками к определенным видам работ.
Данное требование СРО установлено в связи с возможностью выполнения работ по контракту самостоятельно своими силами либо с привлечением третьих лиц.
В результате изучения материалов дела 7-1/712, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, указано, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 8 ст. 110.2 Закона о контрактной системе).
П. 5.1 Техническое задание проекта контракта документации электронного аукциона, указано, что перед выполнением работ подрядчик предоставляет муниципальному заказчику для утверждения проект производства работ и график выполнения работ с учетом общего срока строительства 30 календарных дней.
Также проект контракта документации электронного аукциона содержит следующее:
- срок (период) выполнения работ: в течении 30 календарных дней с момента заключения контракта. Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ, которые составляется сторонами согласно технического задания
- оплата по настоящему контракту производится муниципальным заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течении 30 дней после выполнения всех работ и подписания акта выполненных работ. Авансирование не предусмотрено (п. 2.5);
- в ходе исполнения настоящего контракта Муниципальный заказчик осуществляет приемку выполненных работ, результатов отдельного этапа исполнения настоящего контракта по объему и качеству в соответствии с графиком выполнения работ (п. 9.5.1).
Из совокупности указанных положений документации электронного аукциона следует, что график оплаты работы устанавливается сторонами на основании разработанного подрядчиком проекта производства работ и графика работ.
В состав проекта производства работ (согласно СНиП 3.01.01-85) включается календарный план производства работ, в который устанавливается последовательность и сроки выполнения работ.
Таким образом, проект контракта документации электронного аукциона содержит условие о поэтапной оплате выполненных работ, предусмотренное ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, доводы жалобы в данной части необоснованны.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, куда также входят:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства;
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений;
16. Устройство наружных сетей водопровода;
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации;
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;
17.3.Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.5. Устройство фильтрующего основания под иловые площадки и поля фильтрации;
17.6. Укладка дренажных труб на иловых площадках;
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 52 ГрК РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ, ИП или ЮЛ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Таким образом, согласно требованиям ГрК РФ, при выполнении работ лично, соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством, подтверждается наличием свидетельства о допуске к таким работам на организацию строительства.
ГрК РФ предусматривает два варианта выполнения хозяйствующими субъектами работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае привлечения участников закупки субподрядных организаций для выполнения отдельных видов работ, подтверждением соответствия требованиям Закона о контрактной системе будет являться наличие свидетельства о допуске к таким работам на организацию строительства. В случае, если организация, специализирующаяся на выполнении работ, являющихся объектом закупки, выполняет все работы, предусмотренные техническим заданием лично, подтверждением соответствия требованиям ГК РФ будет являться наличие свидетельства о допуске к таким работам.
П. 6.2.5 проекта контракта документации электронного аукциона, предусмотрено право подрядчика выполнять работы собственными силами и (или) привлеченными субподрядными организациями.
Таким образом, исходя из положений документации электронного аукциона следует, что у лица, выполняющего вышеуказанные виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть соответствующее свидетельство СРО.
А также, лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качеством соответствие проектной документации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что установленное требование к участникам закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, ряд поименованных в документации работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно на особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, это такие работы:
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства;
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений.
Поскольку объектом закупки вышеуказанного электронного аукциона не является особо опасным объектом, технически сложным и уникальным, Комиссия Хабаровского УФАС России приход к выводу о нарушении заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, в данной части довод жалобы обоснован.
В соответствии с п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что 2 часть заявки победителя вышеуказанного электронного аукциона ООО "ДВ Томари-Оро" содержит свидетельство СРО на выполнение работ, обозначенных документацией, включая право на организацию работ, выявленное нарушение требований Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика, не повлекло негативных последствий, у Заказчика имеется возможность заключить государственный контракт с участником закупки, соответствующим требованиям документации электронного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству инфраструктуры территории для комплексной жилой застройки, частично обоснованной;
2. Признать заказчика администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать на основании п. 3.35 административного регламента по рассмотрению жалоб.
Председатель Комиссии: |
Л.В. Самар
|
Члены Комиссии: |
М.П. Косимова |
|
К.В. Липатенко |
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 октября 2016 г. N 464
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016