Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 октября 2016 г. N 466
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Горянская А.С. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кудинова К.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в присутствии представителей:
от заказчика (Администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ):
- Ермушев Евгений Владимирович (представитель по доверенности);
- Матеко Денис Николаевич (представитель по доверенности);
от заявителя (ООО "Стройинвест"):
- представитель не явился, о дате и времени рассмотрения надлежаще уведомлен;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" и материалы дела N 7-1/707,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - заявитель) на действия администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на строительство инфраструктуры территории для комплексной жилой застройки (N0122300009616000039).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно:
1) заказчик не указал условие о том что, если участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта, то к таким участникам не устанавливаются требования обеспечения исполнения контракта;
2) заказчик нарушил положение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, а именно в аукционной документации не верно указаны даты окончания сроков подачи разъяснений;
3) заказчиком не установлено требование о наличие у Участников закупки допуска СРО на генподряд одновременно с допусками СРО на определенные виды работ.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N 0122300009616000039 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС 21.09.2016г.
Объект закупки - строительство инфраструктуры территории для комплексной жилой застройки.
Начальная (максимальная) цена контракта: 12 853 650 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2016 подано 4 заявки, из них был допущен участник с номером заявки 5.
Исходя из отзыва заказчика, жалобу данная сторона полагает необоснованной.
1) В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст.96 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Частью 8 ст.96 Закона о контрактной системе установлено, что положения об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1)заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3)заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что во исполнение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе в разделе 10 проекта контракта указано следующее условие: "В случае, если участником аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, обеспечение исполнения контракта к такому участнику не применяется и указанный раздел исключается из проекта контракта".
В силу части 2.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе наряду с предусмотренными частью 2 настоящей статьи случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование.
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182 установлены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.
К данному случаю, в том числе относится тот случай, когда участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, если заказчик не планирует воспользоваться вышеуказанным правом, соответственно у него и не возникает обязанности по включению в проект контракта пунктов, обеспечивающих возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182.
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
2) Согласно п.11 ч.1 ст. 64 закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствие ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее измененийв течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, установлено что, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, заказчик при изменении документации об электронном аукционе не изменил даты окончания срока предоставления разъяснений, что является нарушением положения ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Поскольку на разъяснения положений аукционной документации по спорной закупки не поступало ни одного запроса в т. ч. и от заявителя, Комиссия Хабаровского УФАС России полагает, что допущенное нарушение не повлияло на чьи либо права и интересы и не повлекло изменения результатов аукциона.
3) Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, куда также входят:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства;
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений;
16. Устройство наружных сетей водопровода;
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации;
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;
17.3.Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.5. Устройство фильтрующего основания под иловые площадки и поля фильтрации;
17.6. Укладка дренажных труб на иловых площадках;
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 52 ГрК РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ, ИП или ЮЛ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Таким образом, согласно требованиям ГрК РФ, при выполнении работ лично, соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством, подтверждается наличием свидетельства о допуске к таким работам на организацию строительства.
ГрК РФ предусматривает два варианта выполнения хозяйствующими субъектами работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае привлечения участников закупки субподрядных организаций для выполнения отдельных видов работ, подтверждением соответствия требованиям Закона о контрактной системе будет являться наличие свидетельства о допуске к таким работам на организацию строительства. В случае, если организация, специализирующаяся на выполнении работ, являющихся объектом закупки, выполняет все работы, предусмотренные техническим заданием лично, подтверждением соответствия требованиям ГК РФ будет являться наличие свидетельства о допуске к таким работам.
П. 6.2.5 проекта контракта документации электронного аукциона, предусмотрено право подрядчика выполнять работы собственными силами и (или) привлеченными субподрядными организациями.
Таким образом, исходя из положений документации электронного аукциона следует, что у лица, выполняющего вышеуказанные виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть соответствующее свидетельство СРО.
А также, лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качеством соответствие проектной документации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что установленное требование к участникам закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, ряд поименованных в документации работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно на особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, это такие работы:
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства;
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений.
Поскольку объектом закупки вышеуказанного электронного аукциона не является особо опасным объектом, технически сложным и уникальным, Комиссия Хабаровского УФАС России приход к выводу о нарушении заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, в данной части довод жалобы обоснован.
В соответствии с п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что 2 часть заявки победителя вышеуказанного электронного аукциона ООО "ДВ Томари-Оро" содержит свидетельство СРО на выполнение работ, обозначенных документацией, включая право на организацию работ, выявленное нарушение требований Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика, не повлекло негативных последствий, у Заказчика имеется возможность заключить государственный контракт с участником закупки, соответствующим требованиям документации электронного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края - частично обоснованной.
2.Признать заказчика администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушевшим ч.3 ст.7, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3.На основании п.3.35 Административного регламента ФАС России предписание не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.В.Самар
|
Члены Комиссии: |
А.С.Горянская
|
|
К.В.Кудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 октября 2016 г. N 466
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016