Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 октября 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 28.10.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Петров В.А., Пашков П.А. по доверенности N1 от 27.10.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "НПС-Югра" от 21.10.2016 N1692-ж на действия Заказчика - МКУ г. Нижневартовска "УГОиЧС" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке (вручению) заказных писем с заказным уведомлением в целях информирования населения (извещение N0187300001216000401) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, в части формирования технического задания аукционной документации.
1. Установление в Техническом задании определенного товара (маркированный конверт) одного производителя, ограничивает права потенциальных участников закупки в доставке информационных сообщений, в том числе, с использованием собственных почтовых конвертов, требующих лишь приобретения знаков почтовой оплаты (почтовых марок), использованием франкировальных машин, альтернативными операторами почтовой связи либо иными способами по усмотрению исполнителя.
2. Требование п.5.8 Технического задания не соответствует п.34 "Правил оказания услуг почтовой связи" утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234.
3. В п.5.12 Технического задания в обязанность Исполнителя вменено требование обеспечения процента доставки корреспонденции до адресата не менее 75% от полученных писем. Данный пункт также противоречит разделу III "Правил оказания услуг почтовой связи".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке (вручению) заказных писем с заказным уведомлением в целях информирования населения (извещение N0187300001216000401) размещены на официальном сайте единой информационной системы 13.10.2016.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Установленное в Техническом задании требование по доставке информационных сообщений почтовыми конвертами евро стандарт, свидетельствует о возможности приобретения как маркированного конверта, так и знака почтовой оплаты (почтовой марки) только у одного поставщика - ФГУП "Почта России" (Приказ Минсвязи РФ от 26 мая 1994 г. N По "Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации"), Таким образом, путем установления в Техническом задании определенного товара (маркированный конверт) одного производителя, ограничиваются права потенциальных участников закупки в доставке информационных сообщений, в том числе, с использованием собственных почтовых конвертов, требующих лишь приобретения знаков почтовой оплаты (почтовых марок), использованием франкировальных машин, альтернативными операторами почтовой связи либо иными способами по усмотрению исполнителя. При этом нарушаются п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления, что одним из существенных условий технического задания является доставка информационных писем по территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи"), плата за универсальные услуги почтовой связи подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты (далее - ГЗПО).
ГЗПО, согласно ст.2 Федерального закона "О почтовой связи", являются знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
В соответствии с Федеральным законом от 4.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" услуги почтовой связи подлежат лицензированию (статья 1 часть 4 пункт 1). На основании Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (раздел XX п.5) Лицензиат (исполнитель в рамках аукциона) обязан оказывать услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи (утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" - далее Правила)
Согласно п. 24 Правил в качестве ГЗПО могут использоваться:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки - пункт 5.2. Технического задания;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом (конверты с Литер А, Д).
В п. 5.2 Технического задания (часть III документации об аукционе) предусмотрено использование маркированных конвертов или в случае отсутствия маркировки, использование конвертов с наклеенными марками. Техническое задание не запрещает использование собственных конвертов Исполнителя.
Возможность использования оттисков государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами прорабатывалась Заказчиком и приводит к удорожанию услуги, т.к. услуга по нанесению оттиска платная, о чем свидетельствует письмо УФПС ХМАО-Югры-филиал ФГУП "Почта России" г. Ханты-Мансийск исх. N1.5.6.2.20.11.2-0047 от 29.07.2016.
Техническое задание разработано с учетом требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающего при описании объекта закупки использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Доводы Заявителя о том, что приобретение маркированного конверта и знака почтовой оплаты (почтовая марка) возможно только у одного поставщика не являются обоснованными. Положение, утвержденное Приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 N115 "Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ" не содержит исчерпывающий перечень учреждений Федеральной почтовой связи, реализующих почтовые марки и маркированные конверты, так же нет указаний на то, что ФГУП "Почта России" является единственным поставщиком почтовых марок и маркированных конвертов. Известно как минимум 2 продавца, оказывающие услуги по продаже знаков почтовой оплаты Издатцентр "Марка" и Интернет магазин "Служба почтовых товаров".
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения в действиях Заказчика отсутствуют.
2. Далее Заявитель указал, что требование п.5.8 Технического задания об обязанности принимать меры к повторной доставке писем, в случае, если Адресат не обратился за получением письма по адресу доставочного участка в течение 3-х рабочих дней с даты передачи Уведомления о поступлении письма: каждые 10 дней в течение срока хранения (срок хранения устанавливается в течение 30 календарных дней с даты получения письма от Заказчика) предпринимать целенаправленные действия по доставке письма Адресату, не соответствует п.34 "Правил оказания услуг почтовой связи" утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234, Исполнение данного нормативного документа является обязательным условием для организации имеющей лицензию на оказанию услуг почтовой связи. В связи с этим, просим привести п.5.8 Технического задания в соответствие с правилами оказания услуг постовой связи.
В ходе заседания представители Заказчика согласились с доводами Заявителя и пояснили, что при составлении документации об аукционе руководствовались пунктом 7 Приложения к Постановлению Администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.07.2015 N1351 "О Порядке информирования населения о системах видеонаблюдения, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма".
Рассмотрев доводы, Комиссия Управления установила, что в соответствии с пунктом 5.1 технического задания Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи", Приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (Правила), Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", при этом пункт 5.8 технического задания не соответствует пункту 34 Правил, которым требования, указанные в пункте 5.8 технического задания, не предусмотрены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По третьему доводу Заявитель указал, что в п.5.12 Технического задания в обязанность Исполнителя вменено требование обеспечения процента доставки корреспонденции до адресата не менее 75% от полученных писем. Данный пункт также противоречит разделу III "Правил оказания услуг почтовой связи" утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234, где подробно разъяснена процедура доставки и вручения заказной корреспонденции, но полностью отсутствует требование, выраженное в процентах либо других единицах измерения, к количеству доставленной или врученной корреспонденции В связи с этим, просим данный пункт исключить.
Представители Заказчика согласились с доводами Заявителя и пояснили, что при составлении документации об аукционе руководствовались пунктом 7 Приложения к Постановлению Администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.07.2015 N1351 "О Порядке информирования населения о системах видеонаблюдения, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма".
Рассмотрев доводы, Комиссия Управления установила, что в соответствии с пунктом 5.1 технического задания Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи", Приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (Правила), Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", при этом пункт 5.12 технического задания не соответствует разделу III Правил, которым требования, указанные в пункте 5.12 технического задания, не предусмотрены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "НПС-Югра" от 21.10.2016 N1692-ж на действия Заказчика - МКУ г. Нижневартовска "УГОиЧС" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке (вручению) заказных писем с заказным уведомлением в целях информирования населения (извещение N0187300001216000401) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ г. Нижневартовска "УГОиЧС" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - МКУ г. Нижневартовска "УГОиЧС" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Н.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 октября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016