Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 октября 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 28.10.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - Каюкова Е.Б. по доверенности N10 от 01.08.2016;
от Заказчика - Катырев А.Ю. по доверенности N60 от 27.10.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Югратехсервис" от 21.10.2016 N1699-ж на действия Заказчика - МКУ УКСиР, Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция школы с пристроем для размещения групп детского сада д. Ягурьях (извещение N0187300008416000404) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
1. В документации в отношении товара "песок" установлены требования, имеющие признаки ограничения доступа к участию в закупке.
2. Согласно документации, все работы по контракту должны быть выполнены в течении 10 календарных дней. Однако, объем и характер работ таков, что выполнение их в указанные сроки не представляется возможным.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция школы с пристроем для размещения групп детского сада д. Ягурьях (извещение N0187300008416000404) размещены на официальном сайте единой информационной системы 07.10.2016.
По первому доводу Заявитель указал, что в соответствии с официальным письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16: "при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В документации участника такие требования установлены, в частности, в отношении товара "песок". Так, в отношении данного товара установлено: "модуль крупности: свыше 2,0 до 3,5". При этом "модуль крупности" - это испытательная характеристика конкретной партии песка, определяемая в порядке ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" с учетом остатков песка на сите.
Кроме того, в отношении того же товара в документации установлено:
Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм (в % по массе) |
от 10 до 15 |
точное значение |
Содержание зерен крупностью свыше 5 мм (в % по массе) |
от 10 до 15 |
точное значение |
Содержание зерен крупностью свыше 10 мм (в % по массе), не более |
5 |
точное значение |
При этом, очевидно что точно указать процентное содержание зерен можно только на основании испытания конкретной партии песка. Следовательно, получается, что на момент срока подачи заявок на аукцион участники обязаны закупить песок и установить точное процентное значение содержания зерен. Данное требование - абсурдно и имеет характер ограничения конкуренции.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что данные показатели установлены в соответствии с ГОСТом.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что требования в отношении песка, установленные техническим заданием, соответствуют ГОСТу 8736-2014, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
2. По второму доводу представитель Заявителя указал, что согласно документации, все работы по контракту должны быть выполнены в течении 10 календарных дней. Однако, объем и характер работ таков, что выполнение их в указанные сроки не представляется возможным. Так, в частности, при выполнении работ используются бетоны по ГОСТ 26633-2015, в соответствии с положениями которого возраст достижения бетоном технических требований - 28 суток.
24.10.2013 администрацией Ханты-Мансийского района был проведен аукцион на "Выполнение работ по реконструкции школы с пристроем для размещения групп детского сада д.Ягурьях" на сумму 54 311 980,00 руб. (извещение N018300008413000510) с приложением рабочего проекта. В документации по вновь объявленному аукциону (извещение N0187300008416000404) приложен аналогичный рабочий проект, но с суммой на 9 074 809,70 руб. Из данной информации следует, что необходимо выполнить тот же самый объем работ, который был заявлен еще в 2013 году, но с иной суммой. Оценить реальный объем работ по документации (извещение N0187300008416000404) нет возможности, поскольку отсутствует конкретный перечень работ с указанием их объемов (техническое задание и локальные сметные расчеты).
Представитель Заказчика пояснил, что действительно, в 2013 году был проведен аукцион и заключен контракт на "Выполнение работ по реконструкции школы с пристроем для размещения групп детского сада д.Ягурьях". Электронный аукцион, на который поступила жалоба (извещение N0187300008416000404), размещен для завершения работ по объекту на сумму 9 074 809,70 руб. и установлен срок выполнения работ 10 календарных дней с момента заключения контракта, при этом выполняемые бетонные конструкции и изделия должны быть выполнены без фактического нагружения (самонесущие). Укладку бетонной смеси необходимо проводить в внутренних помещениях. При условии прогрева основания укладки, устройства электропрогрева и утепления температура укладываемой бетонной смеси будет достигать 30 - 50 С. В данных условиях твердения прочность бетонной смеси до 100% будет достигаться в течение 7-10 суток, после чего будут произведены испытания на прочность образцов и конструктивных элементов.
На вопросы членов Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации размещена рабочая документация, аналогичная документации, размещенной в 2013 году, и сводный сметный расчет стоимости строительства. Локальные сметные расчеты на оставшийся объем работ, которые необходимо выполнить в рамках электронного аукциона (извещение N0187300008416000404), имеются. Причину неразмещения локального сметного расчета в составе аукционной документации представитель Заказчика пояснить не смог.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что в действиях Заказчика и Уполномоченного органа содержаться нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с пунктом 4.3.5 ГОСТ 26633-2015 возраст достижения бетоном технических требований - 28 суток, из опубликованной аукционной документации невозможно установить объемы работ, в том числе место укладки бетонной смеси, на улице при выполнении работ в ноябре 2016 года или во внутренних помещениях.
3. Далее представитель Заявителя пояснила, что в пункте 21 "Двери стальные" раздела 9 "Сведений о товаре используемого для выполнения работ" заказчиком указана маркировка "ДСН ПКН". При этом ГОСТ 31173-2003 дает определение "ДСН" - дверной блок стальной наружный. Однако Заказчик требует указать точное значение: внутренний или наружный.
Представитель Заказчика пояснил, что участникам необходимо указать точное значение.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно пункту 21 "Сведений о товаре используемого для выполнения работ" Заказчику требовались двери стальные, соответствие ГОСТ 31173-2003, Маркировка - ДСН ПКН, Назначение изделия -дверной блок стальной внутренний или дверной блок стальной наружный.
Как следует из пункта 4.5 ГОСТ 31173-2003 ДСВ - дверной блок стальной внутренний, ДСН - дверной блок стальной наружный.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Пунктами 10-12 "Сведений о товаре используемого для выполнения работ" установлены требования к щебню в соответствии с ГОСТ 8267-93
10 |
Щебень |
Согласно проектно-сметной документации |
Соответствие ГОСТ |
точное значение |
|
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более |
15 |
диапазонное значение |
|||
11 |
Щебень |
Согласно проектно-сметной документации |
Соответствие ГОСТ |
точное значение |
|
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более |
15 |
диапазонное значение |
|||
12 |
Щебень |
Согласно проектно-сметной документации |
Соответствие ГОСТ |
точное значение |
|
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более |
25 |
диапазонное значение |
В пункте 4.3 "Содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и форма зерен" ГОСТ 8267-93 таблица 2 установлено:
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
|
1 |
|
10 включ. |
2 |
|
Св. 10 до 15 включ. |
3 |
|
" 15 " 25 " |
4 |
|
Св. 25 до 35 включ. |
5 |
|
" 35 " 50 " |
Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. |
То есть, ГОСТ 8267-93 предусматривает нижние и верхние границы диапазона содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе.
Однако, в пунктах 10-12 "Сведений о товаре используемого для выполнения работ" содержится только одно значение показателя, параметра.
По данному показателю не описано в техническом задании минимального значения, для заполнения по принципу "диапазон".
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит показатели, которые не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Югратехсервис" от 21.10.2016 N1699-ж на действия Заказчика - МКУ УКСиР, Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция школы с пристроем для размещения групп детского сада д. Ягурьях (извещение N0187300008416000404) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ УКСиР, Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ УКСиР, Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ УКСиР, Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Н.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 октября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016