Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 ноября 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 01.11.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - Гавриленко И.А., действующий от имени заявителя без доверенности;
от Заказчика - Телищенко М.А. по доверенности N61 от 15.07.2016;
от Уполномоченного органа - Мальцева Л.И. по доверенности N328 от 05.07.2016.
рассмотрев жалобу ООО "ТрансСетьСтрой" от 25.10.2016 N1710-ж на действия единой комиссии Уполномоченного органа - Администрация города Сургута (управление муниципальных закупок) при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по завершению строительства объекта "Инженерные сети в посёлке Снежный" (извещение N0187300006516001053) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по завершению строительства объекта "Инженерные сети в посёлке Снежный" (извещение N0187300006516001053) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 29.09.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2016 N0187300006516001053-1 единой комиссией принято решение об отказе в допуске заявки N5 по следующим основаниям: пп.38,44 "Автоматический выключатель" не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе (Техническое задание).
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления, что решение единой комиссии Заказчика является ошибочным и не правомерным, поскольку комиссия посчитала, что Заказчику при выполнении работ необходим "Автоматический выключатель" с характеристикой номинального напряжения частотой 50Гц, В 230/400. Заявитель предложил использовать "Автоматический выключатель" с характеристикой номинального напряжения частотой 50Гц, В 400. В связи с этим комиссия посчитала это не соответствием требований предъявленных Заказчиком и отклонила нашу заявку.
Вместе с тем, Заказчик предъявил функциональные и качественные характеристики не только в отношении номинального напряжения , но и по ряду других не маловажных показателей. Одним из таких показателей является количество полюсов у "Автоматического выключателя". Заказчик четко определяет, что их должно быть -3 (Три) , а характеристики должны соответствовать ГОСТ Р 50345-2010.
В соответствии с ГОСТом номинальное напряжение трехполюсного выключателя для систем на 230,30/400,400В равняется 400В, а для однополюсной системы номинальное напряжение может быть в 230/400 В, но Заказчику нужен 3-х полюсный выключатель.
В ходе заседания представитель Заявителя представил на обозрение Комиссии Управления два трехполюсных выключателя IEK и TDM имеющие маркировку напряжения 400 В, а также однополюсный выключатель IEK с маркировкой напряжения 230/400 В.
На основании вышеизложенного, представитель Заявителя сделал выводы, что предлагаемый им 3-х полюсный "Автоматический выключатель" с номинальным напряжением 400В полностью соответствует условиям аукционной документации, т.к. все конкретные показатели предложенные в составе своей заявки, соответствуют значениям, установленным аукционной документацией.
Требования Заказчика в Техническом задании о необходимости применения автоматического выключателя с диапазонным значением номинального напряжения 230/400В. - считаем ошибочным, так как данное диапазонное значение может применяться только к однополюсным автоматам. Тогда как, трехфазные (3-х полюсные автоматы) имеют конкретный показатель номинального напряжения (согласно ГОСТ, тех.характеристикам производителя) - 400В.
Представители Уполномоченного органа и Заказчика возразили по доводам жалобы следующее.
Установление Заказчиком параметра напряжения В 230/400 не противоречит стандарту, поскольку в ГОСТ Р 50345-2010 указано, что приведенные параметры являются предпочтительными, то есть частичное отступление от них допустимо.
В то же время, согласно ФЗ "О техническом регулировании" и Постановлению Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществляется применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке.
Заявитель не учел требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования, влекущие за собой ограничение участников закупки.
Таким образом, Заказчик, действуя в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе включил в описание объекта закупки функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, не влекущие за собой ограничение участников закупки.
Проанализировав рынок автоматических выключателей, вопреки мнению заявителя, Заказчик находит ряд товаров, соответствующих параметру напряжения В 230/400, что еще раз подтверждает вывод о том, что ГОСТ Р 50345-2010 приводит предпочтительные параметры напряжения В.
В доводах жалобы Заявитель неоднократно акцентирует внимание на том, что документацией об электронном аукционе (Техническим заданием) к автоматическим выключателям п.п. 38,44 устанавливается требование напряжения В 230/400.
В описании использованных обозначений символ "/" должен трактоваться, что показатель имеет несколько параметров и (или) значений.
Следовательно, ООО "ТрансСетьСтрой", указывая автоматические выключатели с одним параметром, заведомо предлагало товар не соответствующий значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием), что противоречит пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На сегодняшний день сформировалась устойчивая судебная практика, согласно которой предполагается, что если участник закупки не обращается с запросом о разъяснении положений аукционной документации в порядке ч. 7 ст. 50, ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе и (или) не обжалует положения аукционной документации в порядке ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, то участнику понятны требования аукционной документации и он согласен с ними.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по завершению строительства объекта.
Как следует из таблицы 1 ГОСТ Р 50345-2010:
|
|
|
|
Выключатель |
Сеть питания выключателя |
Номинальное напряжение выключателя, В, для систем на 230, 30/400*, 400 В |
Номинальное напряжение выключателя, В, для систем на 120/240, 240 В |
Однополюсный |
Однофазная (между фазой и нейтралью или между фазами) |
230 |
- |
|
Трехфазная (четырехпроводная) |
230 |
- |
|
Однофазная (между фазой и заземленным центральным проводником или между фазой и нейтралью) |
- |
120 |
|
Однофазная (между фазой и нейтралью) или трехфазная (для трех однополюсных выключателей) (трех- или четырехпроводная) |
230/400 |
- |
Двухполюсный |
Однофазная (между фазой и нейтралью или между фазами) |
230 |
- |
|
Однофазная (между фазами) |
400 |
240 |
|
Однофазная (трехпроводная между фазами) |
- |
120/240 |
|
Трехфазная (четырехпроводная) |
230 |
- |
Трехполюсный |
Трехфазная (трех- или четырехпроводная) |
400 |
240 |
Четырехполюсный |
Трехфазная (четырехпроводная) |
400 |
- |
В соответствии с пунктами 38, 44 Приложения N3 к техническому заданию Заказчику требуется:
38 |
20 |
Автоматический выключатель Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 230/400 Номинальный ток In, А 50 Номинальная отключающая способность, кА не менее 4,5 Число полюсов 3 Степень защиты выключателя не ниже IP 20 Максимальное сечение присоединяемых проводов, не менее 25 мм2 |
|
44 |
4 |
Автоматический выключатель Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 230/400 Номинальный ток In, А 63 Номинальная отключающая способность, кА не менее 10 Число полюсов 3 Степень защиты выключателя не ниже IP 20 Максимальное сечение присоединяемых проводов, не менее 25 мм2 |
Заявителем в заявке предложен следующий товар:
38 |
20 |
Автоматический выключатель Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 400 Номинальный ток In, А 50 Номинальная отключающая способность, кА 4,5 Число полюсов 3 Степень защиты выключателя IP 20 Максимальное сечение присоединяемых проводов, 25 мм2 |
|
44 |
4 |
Автоматический выключатель Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 400 Номинальный ток In, А 63 Номинальная отключающая способность, кА 10 Число полюсов 3 Степень защиты выключателя IP 20 Максимальное сечение присоединяемых проводов, 25 мм2 |
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заявка N5 в полной мере соответствует требованиям аукционной документации, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 50345-2010 трехполюсный выключатель имеет номинальное напряжение 400 В.
Согласно, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 39 Закона о контрактной системе заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о единой комиссии по осуществлению закупок, утвержденного постановлением Администрации г.Сургута от 26.02.2014 N1299 (далее - Положение), комиссия состоит из представителей заказчиков, уполномоченного органа. В состав комиссии входят не менее пяти человек - членов комиссии. Персональный состав утверждается муниципальным правовым актом до начала проведения закупки.
Согласно пункту 2.4 Положения комиссия формируется преимущественно из числа лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
В соответствии с распоряжением Администрации г.Сургута от 18.03.2014 N637 "Об утверждении состава единой комиссии по осуществлению закупок" (в редакции от 19.07.2016) в состав комиссии входит Данилова С.И. - заместитель начальника проектного отдела муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства".
Следовательно, данное лицо обладает специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Одним из членов единой комиссии, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2016 N0187300006516001053-1, является Данилова С.И.
Принимая во внимание, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является предоставление информации не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе (Техническому заданию), единая комиссия (заказчик) обязана принять необходимые и возможные меры для проверки действительности сведений (представляемой информации) о предмете закупки (в данном случае товаре). Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работ, услуг) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству.
Таким образом, в нарушении части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе единая комиссия необоснованно отклонила заявку участника закупки с порядковым номером 5.
2. В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как следует из таблицы 1 ГОСТ Р 50345-2010:
|
|
|
|
Выключатель |
Сеть питания выключателя |
Номинальное напряжение выключателя, В, для систем на 230, 30/400*, 400 В |
Номинальное напряжение выключателя, В, для систем на 120/240, 240 В |
Трехполюсный |
Трехфазная (трех- или четырехпроводная) |
400 |
240 |
В соответствии с пунктами 38, 44 Приложения N3 к техническому заданию Заказчику требуется:
38 |
20 |
Автоматический выключатель Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 230/400 Номинальный ток In, А 50 Номинальная отключающая способность, кА не менее 4,5 Число полюсов 3 Степень защиты выключателя не ниже IP 20 Максимальное сечение присоединяемых проводов, не менее 25 мм2 |
|
44 |
4 |
Автоматический выключатель Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В 230/400 Номинальный ток In, А 63 Номинальная отключающая способность, кА не менее 10 Число полюсов 3 Степень защиты выключателя не ниже IP 20 Максимальное сечение присоединяемых проводов, не менее 25 мм2 |
Таким образом, установленное пунктами 38, 44 Приложения N3 к техническому заданию требование о наличии у трехполюсных выключателей номинального напряжения В 230/400 не соответствует ГОСТ Р 50345-2010.
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в документации о закупке не содержится.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части использования при составлении описания объекта закупки несоответствующих показателей, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ТрансСетьСтрой" от 25.10.2016 N1710-ж на действия единой комиссии Уполномоченного органа - Администрация города Сургута (управление муниципальных закупок) при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по завершению строительства объекта "Инженерные сети в посёлке Снежный" (извещение N0187300006516001053) обоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии Уполномоченного органа - Администрация города Сургута (управление муниципальных закупок) нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченному органу - Администрация города Сургута (управление муниципальных закупок), единой комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 ноября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016