Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 ноября 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 07.11.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 10.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Яблоков В.В. по доверенности от 07.11.2016, Баймухаметов И.С. по доверенности от 07.11.2016, Мозер И.А. по доверенности от 07.11.2016, Чернышева Н.И. по доверенности от 30.06.2016, Баймурзина С.Ф. по доверенности от 07.11.2016;
от Уполномоченного органа - Ильясов Р.А. по доверенности N40 от 03.11.2016.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" от 28.10.2016 N1736-ж на действия Заказчика - МКУС МО г.Нягань "УКСиР", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Центр культуры и искусств (дом культуры, детская школа искусств) в г.Нягани" (извещение N0187300008116000360) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Центр культуры и искусств (дом культуры, детская школа искусств) в г.Нягани" (извещение N0187300008116000360) размещены на официальном сайте единой информационной системы 14.10.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В соответствии с п.23 информационной карты документации об аукционе первая часть заявки должна содержать: согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в локальных сметных расчетах (приложение 1 к пункту 1 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В локальных сметах установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, сведения о химическом составе товара и показатели результатов испытания таких товаров, например:
Локальный сметный расчет ЛС-02-02-01И Доп., позиция 7 Горячекатаная арматурная сталь, установлены требования к химическому составу:
Локальный сметный расчет ЛС-02-02-01И Доп., позиция 18 и 20, установлены требования к испытанию товара.
Инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытания таких товаров и химического состава товара. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений компонентного состава, результатов испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров и сведения о результатах испытаний таких товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Изучив доводы Заявителя Комиссия Управления установила следующее.
Пунктом 24 части 1 аукционной документации утверждена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки характеристики отмеченные знаком "*" могут быть представлены участником размещения заказа в виде диапазона значений с указанием нижнего и верхнего значения и сопровождаться словами: "от", "до".
Пунктом 7 локального сметного расчета NЛС-02-02-01И Доп. Заказчику требуется горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82, ГОСТ 380-2005. Требования к химическому составу отмечены знаком "*".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены, поскольку в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки участник вправе указать соответствующие ГОСТ показатели с указанием максимального и (или) минимального значения.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательств того, что пунктами 18, 20 локального сметного расчета NЛС-02-02-01И Доп. установлены требования к испытанию товара Заявителем не представлено.
Таким образом, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
2. В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
2.1. Указанный в пункте N22 ЛСР N ЛС-02-02-01И Доп. материал "Изоспан А" является торговой маркой, указание на случаи несовместимости товаров, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки отсутствует, слова "или эквивалент" в пункте N22 ЛСР N ЛС-02-02-01И Доп. также отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части не включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
2.2. Указанный в пунктах N37, 38, 63, 64 ЛСР N ЛС-02-02-01И Доп. материал "Унифлекс" с различными буквенными индексами является торговым знаком, указание на случаи несовместимости товаров, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки отсутствует, слова "или эквивалент" в пунктах N37, 38, 63, 64 ЛСР N ЛС-02-02-01И Доп. также отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части не включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком и Уполномоченным органом не влияют на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" от 28.10.2016 N1736-ж на действия Заказчика - МКУС МО г.Нягань "УКСиР", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Центр культуры и искусств (дом культуры, детская школа искусств) в г.Нягани" (извещение N0187300008116000360) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУС МО г.Нягань "УКСиР", Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования город Нягань нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 ноября 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016