Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 ноября 2016 г. N РЗ-263/16
Резолютивная часть решения оглашена "7" ноября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "10" ноября 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.
в присутствии представителей Управления образования и науки Тамбовской области - <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области - <_>,
в отсутствие представителей ООО "Торговый Дом "Энергомашкомплект", ходотайствовавшего о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей,
рассмотрев жалобу ООО Торговый Дом "Энергомашкомплект" (далее - Заявитель) на действия Управления образования и науки Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003016005151 на поставку учебно-лабораторного и специализированного оборудования для оснащения кабинетов и лабораторий общеобразовательного комплекса "Школа Сколково-Тамбов" и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также Уполномоченный орган) 29.09.2016 опубликовал в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016005151 на поставку учебно-лабораторного и специализированного оборудования для оснащения кабинетов и лабораторий общеобразовательного комплекса "Школа Сколково-Тамбов" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 067 214,40 руб.
Заказчик - Управление образования и науки Тамбовской области.
ООО Торговый Дом "Энергомашкомплект", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В качестве доводов указано следующее:
- Заказчиком в Техническом задании на поставку учебно-лабораторного и специализированного оборудования для оснащения кабинетов и лабораторий общеобразовательного комплекса "Школа Сколково-Тамбов" установлены, в том числе, следующие характеристики поставляемого товара:
Комплект портретов путешественников |
Комплект портретов должен содержать не менее 25 портретов формата А3. На портретах должны быть изображены выдающиеся путешественники. На портретах должны быть указаны фамилии, имена, годы жизни. Состав комплекта: Амундсен Руаль; Арсеньев Владимир Клавдиевич; Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич; Беринг Витус Йонансен; Веспуччи Америго; Дежнев Семен Иванович; Колумб Христофор; Крашенинников Сергей Петрович; Крузенштерн Иван Федорович; Кук Джеймс; Кусто Жак-Ив; Лазарев Михаил Петрович; Лаперуз Жан Франсуа; Лисянский Юрий Федорович; Магеллан Фернандо; Миклухо-Маклай Николай Николаевич; Нансен Фритьоф; Обручев Владимир Афанасьевич; Папанин Иван Дмитриевич; Поло Марко; Пржевальский Николай Михайлович; Седов Георгий Яковлевич; Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович; Сенкевич Юрий Алексеевич; Хейердал Тур. |
Однако, как указывает Заявитель, Заказчик не указывает на выполнение данных портретов.
По позиции "Комплект портретов" Заказчик установил следующие требования: "Комплект портретов должен отвечать следующим требования: формат не менее А3; портреты должны быть в деревянной рамке под стеклом; на портретах должны быть изображены выдающиеся географы; на портретах должны быть указаны фамилии, имена, даты жизни". Однако Заказчик не указал количество, и чьи портреты должны быть.
По позиции "Коллекция демонстрационная тип 1" Заказчик установил следующие требования к поставляемому товару: "Коллекция должна отвечать следующим требованиям: должна состоять не менее чем из 30 образцов основных видов сырья, используемых в промышленности; образцы должны быть пронумерованы и систематизированы по отраслевым направлениям (например, черная металлургия, цветная металлургия, химическая промышленность, строительная промышленность, легкая промышленность)". Однако, Заказчик не указал размеры образцов и их количество по отраслевым направлениям.
По позиции "Коллекция демонстрационная тип 2" Заказчик установил следующие требования к поставляемому товару: "Коллекция должна отвечать следующим требованиям: должна быть предназначена для демонстрации и использования на уроках неорганической химии; должна содержать образцы минералов и горных пород (полезных ископаемых): гипс, флюорит, кварц, полевой шпат, слюды, кальцит, магнетит, боксит, сера, медный колчедан, пирит, известняк, базальт и т.д.; в комплекте должно поставляться пособие, содержащее информацию о составе и применении минералов и горных пород". Однако, Заказчик не указывает общее количество, размеры образцов и количество по различным образцам минералов. Кроме того, Заявителю не понятно значение "и т.д".
По позиции "Коллекция демонстрационная тип 13" Заказчик установил следующие требования к поставляемому товару: "Комплект должен отвечать следующим требованиям: должен содержать образцы гранита красного, гранита серого, полевого шпата розового, полевого шпата серого, кварца, слюды мусковитной, слюды биотитной; каждый образец должен быть подписан; комплект, для удобства транспортировки и хранения, должен быть упакован в коробку". Однако, Заказчик не указывает общее количество, размеры образцов и количество по различным образцам минералов.
По позиции "Набор ареометров" Заказчик установил следующие требования к поставляемому товару: "Набор должен отвечать следующим требованиям: набор должен быть предназначен для измерения плотности жидкостей и двух- или трехкомпонентных растворов (например, кислот, щелочей и т.д.); количество ареометров в комплекте должно быть не менее 18 единиц; ареометры должны быть изготовлены из пластика или стекла; цена деления шкалы ареометра должна быть равна 1,0 кг/м3; диапазон изменения плотности: нижняя граница диапазона не менее 650 кг/м3 не более 900 кг/м3; верхняя граница диапазона более 1800 кг/м3 и менее 2000 кг/м3". По данной позиции Заявителю не понятно значение "и т.д".
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик формально ответил на поступившие запросы о разъяснении положений документации об Аукционе (разъяснение положений документации об электронном аукционе от 24.10.2016 NРД3).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик и Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
1. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара и т.д. с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, но при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Заказчиком пояснено, что в техническом задании рассматриваемого аукциона установлены требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам закупаемого оборудования, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что если в техническом задании какие-либо возможные качественные, технические и функциональные характеристики не указаны, это означает, что данные характеристики значимыми для заказчика не являются, и участники закупки могут предложить товар с любой такой характеристикой, которые имеются на соответствующем товарном рынке, что полностью соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок, установленным статьей 6 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании документации рассматриваемого Аукциона и требованиям к товарам.
В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии УФАС не представлено доказательств отсутствия указанных в Техническом задании товаров в свободной продаже и возможности их приобретения неограниченным кругом лиц.
2. Также Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований статьи 65 Закона о контрактной системе в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, от участника закупки был подан запрос на разъяснения положений документации об Аукционе:
"Вопрос: Несколько вопросов по технической документации на оборудование: 1. Комплект для изучения Солнечной Системы. В техническом описании указано: В состав набора должны входить: ........., набор макетов Галлиевых спутников Юпитера, набор макетов, набор макетов объектов Солнечной системы, ............... Должны ли в комплект входить какие-либо другие макеты, кроме макетов Галлиевых спутников Юпитера и объектов Солнечной системы, которые в документации забыли указать, или фраза "набор макетов" опечатка? 2. Цифровая лаборатория по физике. В состав лаборатории должны входить стержни (не менее 3 шт.) металлические с резьбой на конце для крепления датчиков в штативе. Кроме того, практически все датчики должны иметь отверстие с вмонтированной гайкой для вкручивания стержня (и закрепления в штативе) Однако в состав лаборатории штатив не входит, и требований к стержням (например, длина, диаметр стержня , диаметр, шаг резьбы) и к резьбе в датчиках нет. Планируется ли использовать какие-то другие штативы (в соответствии с документацией в комплект оборудования для кабинета физики никакие штативы отдельно не входят), имеются ли требования по вышеуказанным параметрам или они могут произвольными? Возможно ли при поставке закрепление датчиков в штативе, если характеристики штатива неизвестны?".
На поставленные вопросы Заказчиком были даны следующие разъяснения:
"Ответ: 1. Словосочетание "набор макетов,_" является опечаткой.
2. Исчерпывающий перечень технических и функциональных характеристик товара, удовлетворяющих потребностям Заказчика, изложен в Приложение N1 к проекту государственного контракта (Техническое задание)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе направлены соответствующие требованиям Закона о контрактной системе ответы, с указанием на разделы документации об Аукционе, которыми должны руководствоваться участники Аукциона при составлении заявок на участие в Аукционе, а также указано на наличие опечатки в техническом описании, что полностью разъяснило указанные технические требования и исключило возможность их противоречивого толкования.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств свидетельствующих об обратном.
Нарушений действующего законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Торговый Дом "Энергомашкомплект" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
В.В. Иванов тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 ноября 2016 г. N РЗ-263/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016