Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 октября 2016 г. N 05-213/16
резолютивная часть решения объявлена 28.10.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 01.11.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия), руководствуясь приказом N354 от 27 октября 2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере контрактной системы", в составе:
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" (далее - ООО "Стройградсервис", заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями N05/3517 от 24.10.2016г., N05/3547 от 27.10.2016г.;
в отсутствии представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР", надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями N05/3517 от 24.10.2016г., N05/3547 от 27.10.2016г.;
в отсутствии представителя Баксанского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР (далее - заказчик), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлениями N05/3517 от 24.10.2016г., N05/3547 от 27.10.2016г.,
рассмотрев жалобу ООО "Стройградсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304100012116000007 "Противопаводковые мероприятия на межхозяйственном канале "Хатакумский" - 1 очередь с ПК 96+67 по 290+00(местами) вблизи с.п.Исламей, с.п.Куба-Таба Баксанского района" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройградсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 7 была отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в силу несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе участником предложены электроды Э42 для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 42 кгс/мм2, что не соответствует ГОСТ9467-75, в соответствии с которым данный тип электродов должен быть предназначен для стали с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, в данном случае описывается не сварной шов, который является результатам сварки и должен составлять по ГОСТ не менее 42 кгс/мм2, а характеристика стали, к которой применяется, и, соответственно, данная характеристика не подлежит конкретизации; по позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе участником не сделано конкретное предложение по фракции крупного заполнителя, указав "Фракция в диапазоне 5 (3) - 10 мм". Заявитель считает отклонение от участия в аукционе необоснованным, так как заявка с порядковым номером 7 была подготовлена в соответствии с требованиями ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе и с учетом положения Закона о контрактной системе, в обоснование своих доводов заявитель указывает, что по позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе сделано конкретное предложение в связи с тем, что в инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе не указывается, что характеристика материала (стали), к которой применяется требуемый материал (электрод) не подлежит конкретизации, а по позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе указана "Фракция в диапазоне 5 (3) - 10 мм" в связи с тем, что значение фракции "3" не исключает значение фракции "5", то, соответственно, предложенные показатели в заявке с порядковым номером 7 не противоречат разъяснению заказчика. Одновременно, заявитель также акцентирует внимание на то, что документация об аукционе утверждена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, выразившимися в установлении несуществующего государственного стандарта 9467-76, а также в установлении инструкции по заполнению заявок, вводящей участников закупки в заблуждение при формировании первых частей заявок и в подтверждение своих доводов заявитель ссылается на решение Кабардино-Балкарского УФАС России N05-196/16 от 14.10.2016г.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку; выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов и внесением изменений в документацию об аукционе.
27 октября 2016 года в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило письмо от заказчика, в котором излагаются письменные пояснения по доводам жалобы ООО "Стройградсервис", где указывается, что по позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе сварочный электрод представляет собой расходный материл, который в зависимости от его марки должен удовлетворять определенным требованиям. Главное назначение электрода - сварка стали. Электроды Э42 должны выполнять свои функции со сталью, имеющей характеристики "Временное сопротивление разрыву до 50 кгс/мм2". Данное требование означает, что в случае применения электрода Э42 к стали с временным сопротивлением разрыву от 0 до 50 кгс/мм2, то электрод будет выполнять свою функцию в соответствии с его назначением. Заказчиком было установлено соответствующее требование к характеристике электрода в связи с необходимостью применения электрода к различным видам стали; по позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе в письменных пояснениях заказчика указывается, что из предложения заявителя невозможно сделать вывод о том, какую фракцию крупного заполнителя предлагает использовать при выполнении работ, кроме того, заявителем предложена "Фракция в диапазоне 5 (3) - 10 мм" в неизменном ввиде в связи с тем, что при заполнении первой части заявки руководствовался недействующей редакцией документации об аукционе, в котором было прописано, что в случае, если в инструкции указана характеристика "фракция", то указывается в неизменном виде". В части утверждения документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе заказчик поясняет, что символ "/" участников не ввело в заблуждение при формировании первых частей заявок, так как в ответе на поступивший запрос было предусмотрено, что знаки и символы, не описанные в инструкции по заполнению заявок, трактуются в соответствии с правилами русского языка, а также общепринятыми нормами и стандартами и ссылается на привила русской орфографии и пунктуации, одобренные орфографической комиссией РАН (Под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2006), где символ "/" (косая черта) употребляется как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия. Также заказчик поясняет, что по позиции 11 "Щиты" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе было дано разъяснение на поступивший вопрос, в котором оговаривалось, что "Характеристика 25;40 мм" указывает на толщину щитов, а в соответствии с пунктом 3.5 инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе слова и знаки "или", ";" использованы заказчиком при установлении требований к типу показателя, указанному в пункте 2.1.2 инструкции по заполнению заявок, где необходимо предоставить одно значение из альтернативных, без использования слов и знаков.
На основании вышеизложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной и отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Стройградсервис", проанализировав письменные пояснения заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.09.2016г. 16:33ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304100012116000007 "Противопаводковые мероприятия на межхозяйственном канале "Хатакумский" - 1 очередь с ПК 96+67 по 290+00(местами) вблизи с.п.Исламей, с.п.Куба-Таба Баксанского района" (извещение о проведении электронного аукциона - 08.09.2016г. 16:33ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 727 160, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 08.09.2016г. 16:33ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 07.10.2016г. 08:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.10.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.10.2016г.
На участие в электронном аукционе было подано 12 заявок, в результате рассмотрения первых частей заявок 9 заявок отклонены от участия в аукционе, 3 заявки допущены на участие в аукционе.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренных частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
По позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе заказчиком установлено требование "Тип электродов Э42/Э42А. Должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов не предъявляют (предъявляют) повышенные требования по пластичности и ударной вязкости. Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла не менее 42 кгс/мм2 ;Относительное удлинение металла шва или наплавленного металла % не менее 18;Ударная вязкость металла шва или наплавленного металла кгс - м/см2 не менее 8".
В заявке заявителя с порядковым номером 7 по позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе был предложен "Тип электродов Э42. Будут предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 42 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов не предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости. Временное сопротивление разрыву металла шва и наплавленного металла 42 кгс/мм2; Относительное удлинение металла шва и наплавленного металла 18%; Ударная вязкость металла шва и наплавленного металла 8 кгс - м/см2.".
Согласно пункту 3.1 инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе слова и словосочетания: менее, наибольшее значение, до, использованы Заказчиком при установлении требований к максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение строго менее установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов.
В документации об аукционе заказчиком установлено, что товары и материалы должны соответствовать требованиям государственных стандартов, включая ГОСТ 9467-75. Межгосударственный стандарт 9467-75 распространяется на металлические покрытия электродов для ручной дуговой сварки углеродистых, низколегированных и легированных конструкционных и легированных теплоустойчивых сталей. Потребность заказчика в электроде Э42, выраженная в ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе изготавливается для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2.
В инструкции по заполнению заявок не оговаривается, что характеристика стали для типа электрода Э42 должна быть оставлена в неизменном в виде, а наоборот положения инструкции по заполнению заявки явствуют о том, что участник закупки должен представить значение строго менее установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, если заказчиком использованы при установлении требований к максимальному значению показателя на участие в аукционе слова и словосочетания: менее, наибольшее значение, до.
Более того, в случае, если в инструкции по заполнению заявки не оговорены как вести участником закупки при формировании заявки на участие в аукционе, то участник руководствуется положениями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, где норма права предписывает участником закупки на указание конкретных показателей используемого товара (материала).
Таким образом, заявка заявителя с порядковым номером 7 по позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе соответствует требованиям инструкции по заполнению заявок, а также требованиям документации об аукционе, соответственно, отклонение заявителя по вышеуказанной позиции единой комиссией заказчика неправомерно.
По позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе заказчиком установлено "Должен быть предназначен для армированных конструкций с ненапрягаемой арматурой. Вяжущее для бетона шлакопортландцемент; пуццолановый цемент; портландцемент; сульфатостойкий портландцемент; композиционный цемент.Крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зерен в пределах не менее 2000 не более 3000 кг/м3. Фракция заполнителя 5(3)-10 мм. В качестве мелкого заполнителя для бетона должен применяться природный песок и песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью от 2000 до 2800 кг/м3, Расход цемента должен составлять не менее 200 кг/м3. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе max 35% массы. Условия эксплуатации бетона - эксплуатация в среде с возможностью образования коррозии вследствие карбонизации (бетонная поверхность периодически имеет контакт с водой)".
В заявке заявителя с порядковым номером 7 по позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе было предложено "Будет предназначен для армированных конструкций с ненапрягаемой арматурой. Вяжущее для бетона портландцемент. Крупные заполнители будут иметь среднюю плотность зерен 2500 кг/м3. Фракция заполнителя 5(3)-10 мм. В качестве мелкого заполнителя для бетона будет применяться природный песок и песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью 2300 кг/м3, Расход цемента будет составлять 220 кг/м3. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе 32% массы. Условия эксплуатации бетона - эксплуатация в среде с возможностью образования коррозии вследствие карбонизации (бетонная поверхность периодически имеет контакт с водой)".
Заказчиком был опубликован в единой информационной системе ответ на поступивший запрос в части разъяснения положений документации об аукционе 19.09.2016 года, в котором было указано, что при перечислении однородных взаимоисключающих значений через знак скобки "( )" участнику необходимо сделать конкретное предложение в соответствии с техническим заданием.
Ответ на разъяснения положений документации об аукционе является неотъемлемой частью инструкции по заполнению заявок и документации об аукционе, если в силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не изменяют суть последних. Следовательно, участники закупки должны заполнять свои заявки и с учетом положений разъяснений заказчика. В заявке заявителя с порядковым номером 7 по позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе была указана Фракция заполнителя 5(3)-10 мм. без конкретного предложения, что противоречит разъяснениям заказчика, в которых было предусмотрено, что при перечислении однородных взаимоисключающих значений через знак скобки "( )" участнику необходимо сделать конкретное предложение в соответствии с техническим заданием. Фракция заполнителя 5-10 является взаимоисключающим значением фракции заполнителя 3-10, кроме того, в действующей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе и в документации об аукционе не предусматривается, что при указании слово "Фракция", показатели значений товаров (материалов) остаются в неизменном в виде.
Следовательно, заявка с порядковым номером 7 по позиции 12 "Бетон" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе и противоречит положениям разъяснения и подлежит отклонению от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Доводам жалобы заявителя относительно утверждения документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России не дана оценка в связи с тем, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок (часть 4 статьи 105 Закона о контрактной системе). Срок окончания подачи заявок по вышеуказанному аукциону, предусмотренный в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об аукционе, был до 07.10.2016г. 08:00ч., тогда как жалоба ООО "Стройградсервис" поступила в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России 21.10.2016г. в 14:35ч.
В связи с истечением срока обжалования положений документации об аукционе, заявителем в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе оспариваются действия единой комиссии заказчика в части неправомерного отклонения от участия в аукционе, что также подтверждаются требованиями ООО "Стройградсервис", указанными в жалобе, следовательно, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России проводит внеплановую проверку на основании статьей 99, 106 действий (бездействия) единой комиссии заказчика на предмет правомерности и законности допуска 3-х участников аукциона и 9 отклоненных заявок, включая заявку заявителя. Решение Кабардино-Балкарского УФАС России N05-196/16 от 14 октября, на которое ссылается заявитель в обосновании своих доводов, предметом внеплановой проверки были действия Майского филиала ФГБУ "Управление "Каббалкмелиоводхоз", выразившиеся в нарушении положений Закона о контрактной системе, которым Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России была дана надлежащая оценка в силу статьей 99, 105,106 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройградсервис" обоснованной в части неправомерного отклонения по позиции 4 "Электроды" ведомости товаров и материалов, используемых при выполнении работ, документации об аукционе.
2.ОАО "Единая Электронная Торговая Площадка" отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 октября 2016 г. N 05-213/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016