Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "МО Отдел медицинской техники" (далее - Заявитель, Общество) на действия Клиники Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку открытого реанимационного места (системы) для новорожденных для Клиники ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России (извещение N 0369100043216000210) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, действующих на основании доверенностей от 01.01.2016 N 5, 6, выписки из приказа о назначении на должность от 15.08.2012;
представителя ООО "МО Отдел медицинской техники", действующего на основании доверенности от 10.06.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 06.06.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.05.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 2 090 000,00 рублей.
По состоянию на 14.06.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе неправомерно установил в документации об Аукционе требования к товару, которым в совокупности отвечает только открытое реанимационное место Babytherm 8004/8010 производства Drger (Германия).
Требования к товару о наличии у оборудования плавной регулировки углов наклона кроватки в диапазоне от -15 до +20 градусов, диапазона измеряемых/отображаемых значений температуры от 15 до 42 градусов, подвесного шкафа с одним или двумя поворотными ящиками, чётких текстовых сообщений тревоги и информации на дисплее, диапазона установочных значений температуры от 35 до 37,5 градусов, сохранении фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону ограничивают возможность предложения участниками закупки к поставке товара, который не обладает такими излишними характеристиками, но предназначен для выполнения функций, являющихся потребностью Заказчика.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что требование Заказчика о наличии диагностического светильника в составе оборудования приводит к невозможности предложения к поставке оборудования, имеющегося на рынке Российской Федерации, поскольку в регистрационных удостоверениях на открытые реанимационные места (системы) для новорождённых отсутствуют сведения о таких светильниках, а, следовательно, они не являются частью места (системы) и должны выделяться отдельной позицией или закупаться Заказчиком в самостоятельной закупке.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы жалобы поддержал в полном объеме, представил в антимонопольный орган доказательства невозможности предложения к поставке оборудования Panda R IRES GE (США), поскольку в регистрационном удостоверении отсутствует информация о наличии в системе диагностического светильника, а также информация о товаре не предусматривает наличие плавной регулировки ложа в позиции Тренделенбурга и Антитренделенбурга угла от 0 до 12 °, ящика для принадлежностей, выдвигаемого в обе стороны.
Кроме того, по мнению Заявителя, требованиям Заказчика не соответствует также и продукция Banteq THERM 2001, поскольку в руководстве по эксплуатации отсутствует информация о наличии чётких текстовых сообщений тревоги и информации на дисплее, 15 минутной сигнализации (напоминания о необходимости контроля центральной температуры тела через каждые 15 минут, начиная с 4-го уровня выходной мощности теплоизлучателя), присутствует информации о диапазоне установочных значений температуры от 34 до 38 ° С, а также в регистрационном удостоверении нет информации о наличии в составе системы диагностического светильника.
Также в жалобе ООО "МО Отдел медицинской техники" указывает, что требованиям Заказчика, изложенным в документации об Аукционе, не соответствует место реанимационное для новорожденных типа BLR-2100 производства MEDICOR Elektronika Zrt (Венгрия), поскольку данная система не имеет текстовых сообщений тревоги, только звуковые и световые, а также подвесного шкафа с одним или двумя поворотными ящиками, в руководстве по эксплуатации отсутствует информация о сохранении фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону.
Данное оборудование обладает характеристикой изменения ложа в позициях Тренделенбурга и Антитренделенбурга с плавной регулировкой от 0 до 15 ° С, а также в регистрационном удостоверении отсутствует информация о наличии диагностического светильника.
В подтверждение обоснованности доводов жалобы Заявителем в антимонопольный орган представлены регистрационные удостоверения N ФСЗ 2009/04461 от 19.06.2009 на комплекс реанимационный открытый Panda iRes производства "Ohmeda Medical" (США), РЗН 2013/1245 от 03.10.2013 на место реанимационное для новорожденных типа BLR-2100 производства MEDICOR Elektronika Zrt (Венгрия) и руководство по эксплуатации на указанное оборудование, ФС N 2004/1322 от 22.10.2004 (срок действия до 22.10.2014) на системы реанимационные открытые серии Bandeq модели: THERM 90, THERM 93, THERM 2000, THERM 2001, THERM 9010 производства Ningbo David Medical Device Co, Ltd (КНР), руководство по эксплуатации на открытый реанимационный комплекс Panda iRes GE (США).
Заказчиком в Челябинское УФАС России представлены письменные пояснения (исх. N 325 от 10.06.2016), согласно которым действия заказчика отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, положения Приложения N 1 к документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены в соответствии с потребностью учреждения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России против удовлетворения доводов жалобы возражали, пояснили, что требованиям документации об Аукционе отвечают открытые реанимационные места (системы) Babytherm 8004 производства Drger (Германия), Infa Warmer производства Атом Медикал Корпорейшн (Япония).
Заведующий отделением Клиники Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации пояснил, что плавная регулировка углов наклона кроватки в диапазоне от -15 до +20 градусов (позиция 2.7 Технического задания) необходима для проведения медицинских манипуляций с новорождённым (снятие рентгена и т.д.), сохранение фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону (позиция 2.9 Технического задания) для поддержания температуры ребенка при осуществлении медицинским персоналом различных мероприятий, в том числе и реанимационных.
Диапазон измеряемых/отображаемых значений температуры от 15 до 42 градусов (позиция 2.13 Технического задания), по мнению Заказчика, относится к поверхности ложа, а диапазон установочных значений температуры от 35 до 37,5 градусов (позиция 2.14 Технического задания) - к температуре кожных покровов ребёнка.
Согласно пояснениям Заказчика, подвесной шкаф с одним или двумя поворотными ящиками (позиция 7.2 Технического задания) необходим для удобства медицинского персонала при проведении медицинских процедур, а светильник (раздел 4 Технического задания) для осуществления клинико-диагностического обследования пациента.
По мнению представителей Клиники Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Техническое задание документации об Аукционе не ограничивает конкуренцию и количество участников закупки, позволяет предложить к поставке оборудование различных производителей.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "МО Отдел медицинской техники", пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении торгов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки представляет собой фиксацию Заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков требующихся к поставке товаров, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих последовательность действий Заказчика и Поставщика, позволяет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, способствует выработке объективных, системно организованных знаний об объекте закупки и условиях исполнения контракта.
Объектом рассматриваемого Аукциона в соответствии с извещением о проведении Аукциона, пунктом 2 Информационной карты документации об Аукционе является поставка открытого реанимационного места (системы) для новорожденных.
Описание объекта закупки приведено Заказчиком в Приложениях N 1,2,3 к документации об Аукционе.
Из содержания Технического задания следует, что Заказчику требуется открытое реанимационное место, состоящее из реанимационного места (основного блока), светильника для освещения тела новорожденного во время клинико-диагностического обследования, тележки.
При этом в комплектацию также входит кроватка с 4-мя откидывающимися боковыми стенками, поролоновый противпролежневый теплосохраняющий матрас, источник лучистого тепла, полка для монитора с 2-мя боковыми рельсами, две двойные стенки, кроватка со вставкой для рентген-кассеты, тележка.
Также Заказчиком предусмотрено дополнительное оснащение: механизм регулирования высоты, подвесной шкаф с одним или двумя поворотными ящиками, боковые экранные стенки (150 мм), держатель емкости с инфузионным раствором, флоуметр О2 с увлажнителем, кислородный колпак, температурные датчики (центр., периф.), светильник диагностический, фиксаторы термодатчиков.
1. По позиции 2.4 Технического задания документации об Аукционе Заказчику требуется, чтобы на дисплее основного блока отражались чёткие текстовые сообщения тревоги и информации.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания указанного требования невозможно понять, что Заказчик понимается под словом "чёткие", поскольку указанная характеристика является субъективной.
2. По позиции 2.7 Технического задания документации об Аукционе предусмотрена плавная регулировка углов наклона кроватки в диапазоне от -15 до +20 градусов.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов, а также информации, размещенной на официальном сайте Drдger http://www.draeger.com, следует, что только реанимационная система Babytherm 8004 Drдger имеет наклон столика от +20° до -15°.
У оборудования иных производителей диапазон наклона кроватки (столика) иной.
Так, например, BLR-2100 (MEDICOR Elektronika Zrt.) имеет наклон поверхности для лежания 10 ° (страница 44/70 руководства по эксплуатации), Panda R iRes (GE, США) обладает наклоном кроватки: +/- 12 градусов с непрерывным изменением наклона (Приложение В "Технические характеристики" руководства по эксплуатации).
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не представлено объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности использования в целях, предусмотренных Заказчиком, оборудования BLR-2100 (MEDICOR Elektronika Zrt.) и Panda R iRes (GE, США) с соответствующим диапазоном угла наклона кроватки (столика).
Кроме того, указание Заказчиком данного показателя в столбце "Неизменяемые (конкретные) показатели" приводит к невозможности предложения участниками закупки товара, обладающего иным диапазоном угла наклона столика (кроватки, поверхности).
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требований к товару, позволяющих предложить к поставке только оборудование Babytherm 8004 Draeger, и не носящих объективный характер с учётом потребности Заказчика.
3. По позиции 2.9 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о сохранении фокуса теплового излучателя и осветительных ламп на ложе пациента при отведении обогревателя в сторону.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не смогли пояснить, каким образом должно быть достигнуто сохранение указанного фокуса при отведении обогревателя в сторону.
Кроме того, указанное требование относится не к товару, а к техническим процессам работы оборудования и не влияет на потребительские свойства товара, поскольку обогрев пациента осуществляется также за счет теплосохраняющего матраса, предусмотренного позицией 6.2 Технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком по позициям 2.13, 2.14 Технического задания документации об Аукционе установлено, что диапазон измеряемых/отображаемых значений температур должен быть от 15 до 42 градусов, а диапазон установочных значений температур - от 35 до 37,5 градусов.
Согласно пояснениям Заказчика, данным на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, положения позиции 2.12 Технического задания документации об Аукционе относятся к поверхности ложа, а по позиции 2.14 Технического задания документации об Аукционе - к температуре кожных покровов пациента.
Вместе с тем, указанная информация в содержании Технического задания документации об Аукционе отсутствует, что свидетельствует о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не представлено достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что установление верхнего предела диапазона по позиции 2.13 Технического задания документации об Аукционе обоснованно с точки зрения потребности Заказчика, а также что на рынке Российской Федерации имеется оборудование, соответствующее указанному требованию.
Антимонопольным органом, путем изучения руководств по эксплуатации, представленных Заявителем на оборудование BLR-2100 (MEDICOR Elektronika Zrt.), Panda R iRes (GE, США), определено, что указанное оборудование имеет иные параметры, а именно: 20,0-39,0 и 20,0-38,0 соответственно.
Таким образом, установленные Заказчиком по позициям 2.13, 2.14 Технического задания документации об Аукционе требования к товару не отвечают потребности Заказчика и не носят объективный характер в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Заказчиком по позиции 7.2 Технического задания документации об Аукционе предусмотрено требование к дополнительному оснащению приобретаемого оборудования в части установки подвесного шкафа с одним или двумя поворотными ящиками.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не смогли пояснить, что понимается под "поворотными ящиками", а также причины невозможности предложения к поставке товара, оснащенного ящиками с иным способом открытия (например, выдвижные).
Кроме того, антимонопольным органом, после изучения документов, представленных Заявителем, установлено, что только реанимационная система Babytherm 8004 Drдger имеет в комплектации поворотные выдвижные ящики, у оборудования BLR-2100 (MEDICOR Elektronika Zrt.), Panda R iRes (GE, США) выдвижные ящики, не поворотные.
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в описании объекта закупки установлены требование к товару о дополнительном оснащении подвесным шкафом с одним или двумя поворотными ящиками, которым соответствует только система Babytherm 8004 производства Drдger (Германия).
6. Заказчиком в разделе 4 Технического задания документации об Аукционе в основную комплектацию открытого реанимационного места (системы) включен светильник для освещения тела новорожденного во время клинико-диагностического обследования.
Вместе с тем, содержание регистрационных удостоверений N ФСЗ 2009/04461 от 19.06.2009 на комплекс реанимационный открытый Panda iRes производства "Ohmeda Medical" (США), РЗН 2013/1245 от 03.10.2013 на место реанимационное для новорожденных типа BLR-2100 производства MEDICOR Elektronika Zrt (Венгрия) и руководства по эксплуатации на указанное оборудование, ФС N 2004/1322 от 22.10.2004 (срок действия до 22.10.2014) на системы реанимационные открытые серии Bandeq модели: THERM 90, THERM 93, THERM 2000, THERM 2001, THERM 9010 производства Ningbo David Medical Device Co, Ltd (КНР), руководства по эксплуатации на открытый реанимационный комплекс Panda iRes GE (США) свидетельствует о том, что светильник для освещения тела новорожденного во время клинико-диагностического обследования не является неотъемлемой частью места (системы, комплекса), а самостоятельным товаром, не связанным с открытым реанимационным местом (системой).
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки не носит объективного характера.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "МО Отдел медицинской техники" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Васянина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 июня 2016 г. N 426-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2016