Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 октября 2016 г. N 785-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Профит Плюс" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку линии для изготовления резинотехнического изделия (извещение N 0469100000716000005) (далее - аукцион) в присутствии:
- представителя АО "Миасский машиностроительный завод" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N70 от 06.06.2016;
- в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.10.2016 поступила жалоба ООО "Профит Плюс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку линии для изготовления резинотехнического изделия (извещение N 0469100000716000005), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 29.09.2016 извещения о проведении электронного аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 301 062 долларов.
По состоянию на 27.10.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным законодательством о контрактной системе, а именно:
1) Заказчик в документации об электронном аукционе неправомерно установил требование о предоставление во второй части заявки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
2) Неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
На заседание комиссии Челябинского УФАС России представители Заявителя не явились, ходатайств не заявляли.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что положения аукционной документации соответствуют законодательству о контрактной системе, а именно:
1) В силу статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать единым требованиям. Представление декларации о том, что участник не является офшорной компанией, представляет собой формальное уведомление Заказчика о соответствии участника требованию, установленного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и не возлагает на участников дополнительных обязанностей.
2) Сроки, установленные для подачи заявок на участие в электронном аукционе, установлены правомерно, так как период подачи заявок составляет более 15 дней, следовательно, Заказчиком не нарушены положения законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном ауционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Как следует из содержания части 6 статьи 64 Закона о контрактной системе, не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Исходя из совокупности указанных норм следует, что участники закупки не должны предоставлять во второй части заявки какие-либо документы, подтверждающие их соответствие пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте 2 пункта 21 документации об электронном аукционе указал, что участники закупки во второй части заявки должны представить декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Указанное условие установлено неправомерно, следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушена часть 6 статьи 64 Закона о контрактной системе, обоснован.
2. В силу пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, при этом в нем должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как видно из Извещения о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлена дата начала подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.09.2016.
Исходя из совокупности указанных норм следует, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе должен приходится на 15.10.2016.
Вместе с тем, Заказчик установил срок окончания подачи заявок 14.10.2016 в 12:00, что ведет к нарушению части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, следовательно, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком сокращены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, обоснован.
Комиссия по контролю в сфере закупок Челябинского УФАС России, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
1.1.Кроме того, документация должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Как видно из аукционной документации, Заказчик в пункте 16 Информационной карты указал, что к участникам закупки предъявляются требования по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, Заказчиком не конкретизировано, какие именно требования предъявляются к участникам закупки и какие документы необходимо представить во второй части заявки в качестве подтверждения соответствия таким требованиям.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документации о проведении Аукциона отсутствуют конкретные требования, предъявляемые к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в качестве подтверждения таких требований, что в свою очередь не позволяет установить требование к участникам закупки, которое предусмотрено Заказчиком, а также не позволит надлежащим образом заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
1.2. В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае, если в документации об электронном аукционе в отношении поставляемого товара содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, то участник закупки указывает в составе 1 части заявки согласие участника такого аукциона на поставку такого товара и (или) конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, если такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе если в отношении товара, необходимого к поставке, не указан товарный знак, то первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 21 Информационной карты аукционной документации Заказчик определил, что участник закупки должен указать в первой части заявки как согласие на поставку товара в отношении которого в документации установлен товарный знак и т.д., так и конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, исходя из положений аукционной документации не представляет возможным определить, что должен указать участник закупки в первой части заявки, что в свою очередь не позволит участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе.
Заказчиком не определены требования к составу заявки, что ведет в нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 1 статьи 315 ГК РФ в случае, если обязательство предусматривает период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах такого периода.
В пункте 12.5 установлено, что контракт действует до 01.03.2017 за исключением случаев его досрочного расторжения. То есть, Заказчиком определено, что все обязательства, предусмотренные контрактом, должны быть исполнены в период срока действия контракта.
Пунктом 3.2. проекта контракта установлено, что оборудование должно быть поставлено до 01.03.2017.
Вместе с тем, в пункте 4.4. указано, что оплата производится в течение 10 дней после поступления товара на склад. Согласно пункту 7.1 проекта контракта приемка оборудования также производится в течение 5 дней с момента получения оборудования.
Таким образом, указанные сроки установлены за пределами срока действия контракта, что противоречит части 1 статьи 315 ГК РФ и не позволяет определить потребность Заказчика относительно сроков приемки и оформления результатов приемки, что в свою очередь может привести к нарушению статьи 94 Закона о контрактной системе в части исполнения контракта.
Кроме того, Заказчиком в пункте 13.6 проекта контракта указано, что срок действия банковской гарантии должен быть до 01.04.2017, что противоречит части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
3. Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте 6 пункта 18 Информационной карты установил требование, согласно которому к участнику закупки предъявляется требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не применим в указанном случае, следовательно, Заказчиком нарушены положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567 утверждены Методических рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Как видно из Приложения N2 к аукционной документации "Обоснование начальной (максимальной) цены", Заказчиком использовано 2 коммерческих предложения, что является нарушением пункта 3.19 Методических рекомендаций.
5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Как видно из проекта контракта, Заказчиком заполнен пункт 2.1, в котором указывается цена контракта. Кроме того, в пункте 4.2. Проекта контракта указано, что валютой платежа является "рубль", в то время как в документации и извещении указан "доллар".
Кроме того, Заказчиком заполнены Приложение N 1 "Спецификация" проекта контракта, в котором указана цена за каждую единицу продукции, а также Приложение N 2 "Техническое задание", где заполнены показатели, которые указываются участником в заявке в соответствии с пунктом 21 Информационной карты документации об электронном аукционе.
Указанные нарушения и противоречия не позволят Заказчику и победителю заключить контракт на условиях извещения, документации, заявки и цене, предложенной победителем, и может привести к нарушению части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
6. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках оплаты товара.
Согласно пункту 4.4. проекта контракта оплата 90% осуществляетя не позднее 10 календарных дней после поступления товара на склад Заказчика и подписания акта сдачи- приемки, а так же предоставления Поставщиком счета, счета-фактуры, товарной накладной, оформленных надлежащим образом, оплата 10% после проведения пуско-наладочных работ, инструктажа специалистов Заказчика, подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию Заказчиком и Поставщиком.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не указан срок оплаты 10% цены контракта после проведения пуско-наладочных работ, инструктажа специалистов Заказчика, подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию Заказчиком и Поставщиком, что противоречит части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, выявленные нарушения в действиях Заказчика, не повлияли на результаты Аукциона, не повлекли за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в Аукционе, так как в закупке приняло участие 2 юридических лица. Кроме того, в результате проведения электронного аукциона достигнута экономия средств в размере 15%.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать довод жалобы ООО "Профит Плюс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку линии для изготовления резинотехнического изделия (извещение N 0469100000716000005) обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3, части 6 статьи 64, части 3 статьи 96, пункта 3.19 Методических рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены комиссии |
Д.С. Урванцева |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 октября 2016 г. N 785-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016