Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 ноября 2016 г. N 801-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия", в присутствии представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего", действующего на основании доверенности от 02.11.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России подана жалоба ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369200030316000012 на установку автоматизированных тепловых пунктов в зданиях ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 08.08.2016 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 478 920,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.10.2016 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Стройиндустрия" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком незаконно установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям, не в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как работы, являющиеся объектом закупки, не относятся по своему характеру к работам по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и указал, что дополнительные требования к участнику закупки установлены в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, так как установка автоматизированных тепловых пунктов представляет собой деятельность по капитальному устройству тепловых сетей, что в соответствии с градостроительным законодательством относится к капитальному строительству.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки являются работы по установке автоматизированных тепловых пунктов в зданиях ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего", которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКПД 2 - 43.22.12.120 "работы по установке и техническому обслуживанию систем управления центральным отоплением" (группа - 43 "Работы строительные специализированные") с начальной (максимальной) ценой контракта - 13 478 920, 00 рублей.
Как следует из пункта 2 технического задания необходимо выполнить работы по установке автоматизированного теплового пункта в ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего". г. Челябинск в 9 зданиях, при этом местоположение и границы указанных зданий определены в пункте 3 технического задания.
Согласно смете N 01-1 "Учебный корпус по ул. Масленникова, 21. Установка автоматизированного теплового пункта" необходимо выполнить следующие работы:
- врезка в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром 80 мм, 1 врезка (поз. 1);
- установка крана шарового фланцевого с рукоятью на трубопроводах из стальных труб диаметром до 100 мм, 1 шт (поз. 3);
- прокладка трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб диаметром 76х3,5мм, 100 м трубопровода (поз. 7);
- установка заглушек диаметром трубопроводов до 100 мм, 100 заглушек (поз.9);
- прокладка трубопроводов водоснабжения из стальных водогазопроводных оцинкованных труб диаметром 32 мм, 100 м трубопровода (поз. 17).
Аналогичные работы, предусмотрены в сметной документации в отношении других зданий заказчика.
При этом, согласно пункту 7.1 технического задания работы необходимо выполнить в полном объеме в соответствии с утвержденной проектной сметной документацией обеспечив их надлежащее качество в соответствии с законодательством РФ, строительными нормами и правилами, в установленные сроки и в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 3.16 Стандарта организации. Инженерные сети зданий и сооружений. Внутренние автоматизированные индивидуальные тепловые пункты. Правила проектирования и монтажа, контроль выполнения, требования к результатам работ, введенному в действие Решением Совета Национального объединения проектировщиков, проектно-сметная документация на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (далее - АИТП) - часть документации на АИТП, разрабатываемая для выполнения строительных и монтажных работ, связанных с созданием АИТП.
Из указанных положений технического задания и положений градостроительного законодательства следует, что работы по установке автоматизированного теплового пункта представляют собой создание нового инженерного сооружения, выполняемые на основании проектной документации.
Кроме того, из пункта 3.12 СП 124.13330.2012. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 (далее - СП 124.13330.2012) следует, что тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.
Пунктом 3.13 СП 124.13330.2012 установлено, что индивидуальный тепловой пунктом является тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части.
С учетом изложенного тепловой пункт представляет собой объект капитального строительства ввиде сооружения, а именно: комплекс оборудования, арматуры, контрольно-измерительных приборов, обеспечивающий присоединение к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части (потребителя тепловой энергии).
Таким образом, исходя из порядка и характера выполнения работ по установке автоматизированных тепловых пунктов следует, что указанный комплекс мероприятий представляет собой строительство нового инженерного сооружения, что свидетельствует об отнесении объекта закупки к работам строительным, включенным в 43 код по ОКПД2.
На основании изложенного, в соответствии с частями 2, 4 статьи 31, пунктом 6 части 5 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком правомерно установлено дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям, в порядке, предусмотренном Приложением 1 к Постановлению.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что в пунктах 14, 20 информационной карты документации об аукционе к участнику закупки и к составу второй части заявки установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к организации строительства в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 " Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ), выданное саморегулируемой организацией (СРО) по пункту 33 "работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;
- 33.5. Объекты теплоснабжения;
- 33.6. Объекты газоснабжения;
- 33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
Таким образом, установление указанного требования к участнику закупки также подтверждает правомерность отнесения работ по установке автоматизированного теплового пункта к работам по строительству объектов капитального строительства, так как Приказ распространяет свое действие только при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие факт того, что работы по установке автоматизированного теплового пункта не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе доказательства того, что указанные работы относятся к работам по текущему ремонту.
Кроме того, на заседании Комиссии заказчиком представлено положительное заключение ОГАУ Госэкспертизы Челябинской области N 74-1-787/2-55р/16 от 21.09.2016, согласно которому учреждение произвело оценку сметной документации на строительно-монтажные работы.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 ноября 2016 г. N 801-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016