Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 октября 2016 г. N 291-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С.- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Агульжанова Р.Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии индивидуального предпринимателя Федорова В.Е., в присутствии директора МБОУ "Трудфронтская СОШ" Буйловой Е.Ю. являющейся одновременно членом аукционной комиссии муниципального заказчика МБОУ "Трудфронтская СОШ", а также в отсутствие членов аукционной комиссии МБОУ "Трудфронтская СОШ" (надлежащим образом уведомлены), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Федорова В.Е. (адрес:414040, г.Астрахань, ул.С.Перовской, 6/3/21) на действия муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ" (адрес: 416351, Астраханская область. Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000003), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.10.2016 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Федорова В.Е. (далее- ИП Федоров В.Е., Заявитель) на действия муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ", при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000003).
Заявитель обжалует решение Заказчика о признании ИП Федорова В.Е. уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе (протокол признания уклонившимся от заключения контракта от 14.10.2016 г.).
Уведомлениями Управления от 25.10.2016 N04/8107/РА, 04/8108/РА Заказчик, члены его аукционной комиссии и Заявитель были уведомлены о том, что рассмотрение жалобы состоится 27.10.2016 на 11 час. 30 мин. и о том, что Заказчику и членам его аукционной комиссии (их законным представителям) необходимо явиться в назначенное время с надлежащим образом оформленной доверенностью, отзывом по существу жалобы, а также представить на рассмотрение жалобы документы в оригинале (на обозрение) и в копиях ( в материалы дела), составленные в ходе проведения электронного аукциона.
Однако в указанное время в Управление прибыл только ИП Федоров В.Е.
В связи с тем, что Заказчик. Члены его аукционной комиссии в Астраханское УФАС России не явились и не представили истребуемые уведомлением от 25.10.2016 N04/8107/РА документы, Комиссия приняла решение объявить перерыв в рассмотрении настоящей жалобы.
Уведомлением Управления от 27.10.2016 N04/8143/РА Заказчик, члены его аукционной комиссии были уведомлены об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до 31.10.2016 до 15 час. 00 мин.
31.10.2016 в 15 час. 00 мин. в Управление после объявления перерыва прибыли Заявитель, представитель Заказчика (являющийся одновременно и членом аукционной комиссии Заказчика).
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика и Заявителя, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 21.09.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325300050416000003 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация). Начальная (максимальная) цена контракта - 1896932,60 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона победителем признан ИП Федоров В.Е. (предложение о цене контракта 720000 рублей).
В связи с тем, что при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на двадцать пять процентов, применяются требования ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В регламентированный срок - 08.10.2016 Заказчик направил Заявителю проект контракта для подписания.
Согласно ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
14.10.2016 ИП Федоров В.Е. направил Заказчику протокол разногласий с просьбой дать дополнительно три рабочих дня для завершения оформления банковской гарантии.
Срок, установленный ч.3 ст. 70 Закона о контрактной системе для размещения победителем подписанного контракта или протокола разногласий истек 13.10.2016 23:59.
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
14 октября 2016 года Заказчиком составлен протокол о признании ИП Федорова В.Е. уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 5, ч. 6 ст. 37, ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, действия Заказчика при признании ИП Федорова В.Е. уклонившимся от заключения муниципального контракта не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Однако в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчик в п. 21 информационной карты аукционной документации установил, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, тогда как аукционная документация содержит минимальные (максимальные) показатели товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, к примеру: в п.6 раздела "Сведений о показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" "доски обрезные хвойных" пород содержит требования к количествам сучков, трещинам досок; п.9 раздела "Сведений о показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" "Профиль направляющий" содержит требования к временному сопротивлению разрыву, отклонению от плоскостности, глубине сферической лунки для категорий вытяжки; п.10 раздела "Сведений о показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" "Сталь листовая оцинкованная" содержит требования к временному сопротивлению разрыву, отклонению от плоскостности, глубине сферической лунки для категорий вытяжки.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, и (или) показателям технологии производства которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке требования к описанию товара, которые являются излишними, а также неправомерные требования к составу первой части аукционной заявки, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ", расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2, а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) товаров - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Федорова В.Е. на действия муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ" (адрес: 416351, Астраханская область. Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000003) не обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ" нарушившим ч. 1, ч.2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ", расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000003).
3. Выдать муниципальному заказчику - МБОУ "Трудфронтская СОШ" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000003).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии Р.Д. Агульжанов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 октября 2016 г. N 291-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016