Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 ноября 2016 г. N 292-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России;
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы,
в присутствии представителей ООО "Торговый дом Беллакт" Зуевой Ю.В. (доверенность N22 от 17.10.2016), Кудинова Ю.В. (доверенность N20 от 17.10.2016), в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Дергуновой О.Р. (доверенность N 04-13-10-14661 от 31.10.2016), Степиной Н.А. (доверенность N03-09-08-14660 от 31.10.2016) рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" на положения документации Министерства здравоохранения Астраханской области об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку продуктов, для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей в ноябре-декабре 2016 года (номер извещения: 0125200000716000326), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.10.2016 поступила жалоба ООО "Торговый дом Беллакт" на положения документации Заказчика об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку продуктов, для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей в ноябре-декабре 2016 года (номер извещения: 0125200000716000326) (далее - аукционная документация).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив документы, представленные заказчиком в ходе проведения проверки, заслушав позицию представителей Заказчика, установила, что 05.10.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем в которые, в последующем, вносило изменения (последние из них внесены 11.10.2016). Изучив размещенную информацию и документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заявитель считает, что Заказчик, установив в техническом задании аукционной документации требование о поставке сухой молочной каши быстрорастворимой (моментального приготовления) для детей с 6 месяцев жизни, нарушил требования установленные в Постановлении Правительства Астраханской области от 4 мая 2006 N141-П "О порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет", по мнению заявителя Заказчику следовало установить требование к поставке сухой молочной каши быстрорастворимой для детей с 7 месяцев жизни до 12 месяцев жизни.
Комиссия считает довод заявителя необоснованным, по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 Постановления Правительства Астраханской области от 4 мая 2006 N141-П "О порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет" с учетом назначений врачей и в соответствии со списками главные врачи (руководители) медицинских организаций до 1-го числа каждого месяца представляют в министерство здравоохранения Астраханской области информацию о необходимом объеме полноценного бесплатного питания с указанием наименования и количества продукции в соответствии с рекомендуемым перечнем продуктов питания для беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, имеющих право на получение полноценного бесплатного питания (приложение N 6 к Порядку) согласно форме, утвержденной правовым актом министерства здравоохранения Астраханской области.
Приложением N6 "Рекомендуемый перечень продуктов питания для беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, имеющих право на получение полноценного бесплатного питания" Постановления Правительства Астраханской области от 4 мая 2006 N141-П "О порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет" установлен рекомендуемый перечень продуктов питания для кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, имеющих право на получение полноценного бесплатного питания, в том числе к поставке сухой молочной каши быстрорастворимой для детей с 7 месяцев жизни до 12 месяцев жизни.
Таким образом, Заказчик установив в техническом задании аукционной документации требование о поставке сухой молочной каши быстрорастворимой (моментального приготовления) для детей с 6 месяцев жизни не нарушил требования установленные в Постановлении Правительства Астраханской области от 4 мая 2006 N141-П "О порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет", так как установленный заказчиком возраст является разрешенным возрастом для употребления данного продукта, и соответствует возрастной категории товаров для детей второго полугодия жизни и не ограничивает возможность участия потенциальных поставщиков в аукционе.
Заявитель в своей жалобе также указывает, что Заказчик недостаточным образом детализировал объект закупки.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Комиссия также считает ошибочным мнение Заявителя о том, что Заказчик установил характеристики объекта закупки, не соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Все приведенные в аукционной документации показатели являются стандартными, находятся в рамках установленных в ТР ТС 033/2013 диапазонов. Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
При этом Комиссия отмечает, что установленным Заказчиком к объекту закупки (его качеству) требованиям отвечает продукция не менее чем двух производителей, что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
В ходе рассмотрения дела, представителями Министерства здравоохранения Астраханской области в обоснование использования установленных в техническом задании аукционной документации показателей, были представлены рекомендации по организации питания детей раннего возраста главного внештатного специалиста-эксперта по диетологии Министерства здравоохранения Астраханской области Шульдайса В.А.
Однако, Заказчиком данное обоснование не указано в аукционной документации, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что допущенное Заказчиком нарушение является существенным. В этой связи имеются все основания для выдачи Заказчику предписания об устранении правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" на положения документации Министерства здравоохранения Астраханской области об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку продуктов, для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей в ноябре-декабре 2016 года (номер извещения: 0125200000716000326) обоснованной в части.
2. Признать Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим статью п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении документации об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку продуктов, для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей в ноябре-декабре 2016 года (номер извещения: 0125200000716000326).
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Р.Р. Умерова
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 ноября 2016 г. N 292-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016