Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24 октября 2016 г. N 1964
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Ларькиной Н.П. |
- |
представителя МКУ "Департамент ЖКХ и КС" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области" (доверенность от 21.10.2016 N б/н), |
- Крайновой Г.В. |
- |
представителя МКУ "Департамент ЖКХ и КС" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области" (доверенность от 21.10.2016 N б/н), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест", заявитель) на действия Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее также - заказчик), Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области" (далее также - МКУ "Департамент ЖКХ и КС" Балахнинского района, уполномоченное учреждение) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул. Олимпийская, Цветному бульвару и ул.Синякова г. Балахны Нижегородской области,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул. Олимпийская, Цветному бульвару и ул.Синякова г.Балахны Нижегородской области, номер извещения 0832300015316000093, (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации о закупке не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Стройинвест" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители МКУ "Департамент ЖКХ и КС" Балахнинского района с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 16.09.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул. Олимпийская, Цветному бульвару и ул.Синякова г.Балахны Нижегородской области, номер извещения 0832300015316000093, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области.
Уполномоченным учреждением выступает Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области".
Оператором электронной площадки является ЭТП ММВБ.
Предметом контракта является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул. Олимпийская, Цветному бульвару и ул.Синякова г.Балахны Нижегородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 564 598,00 рублей.
2) Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона N0832300015316000093 установлена дата окончания срока подачи заявок - 15.10.2016 (суббота - нерабочий день). Следовательно, в извещении с учетом правил исчисления сроков, предусмотренных ГК РФ, должен быть указан ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. - 17.10.2016.
Таким образом, разместив в извещении сведения об окончании подачи заявок подобным образом, уполномоченное учреждение нарушило требования части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочих, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки, а также требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам поставляемого товара определены в разделе II "Наименование и описание объекта закупки, краткое изложение условий муниципального контракта" аукционной документации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в документации установлены требования к характеристикам, в соответствии с которыми невозможно предоставить достоверные сведения, не имея в наличии закупленную партию продукции, не проведя лабораторные исследования и испытания.
Требуемые показатели по позиции "Битум нефтяной дорожный: соответствие ГОСТ 22245-90, глубина проникновения иглы при нуле градусов Цельсия" нужно вычислять с помощью лабораторных исследований и испытаний, хотя Закон о контрактной системе не обязывает участников иметь в наличии товар на момент подачи заявок на участие в закупке.
При этом согласно инструкции по заполнению заявок необходимо указание диапазона значений равных или больших, чем установленные (п. 16.5.4 Инструкции по заполнению заявки).
Таким образом, на момент подачи заявки участник не может достоверно указать конкретные характеристики по названной позиции.
Изложенное указывает на несоответствие требованиям части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в описании объекта закупки используются показатели, несоответствующие значениям, установленным в ГОСТе 8267-93 (например: в требованиях к материалам аукционной документации указано: для щебня марки по дробимости не ниже 400 - содержание зерен слабых пород диапазон не шире от 0 до 10 % по массе; в ГОСТе 8267-93 установлено: для щебня марки по дробимости 400 - содержание зерен слабых пород не более 15).
При этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования таких показателей, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6.8.2 проекта контракта установлено: "В случае ненадлежащего исполнения Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Муниципальный заказчик обязан уплатить Подрядчику штраф в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N1063) в виде фиксированной суммы, которая составляет ___________ (2% от цены Контракта указанной в п. 3.1 настоящего Контракта)".
Пунктом 6.9.3 проекта контракта установлено: "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчик обязан уплатить Муниципальному заказчику штраф в соответствии с Постановлением N1063 в виде фиксированной суммы, которая составляет ___________ (5% от цены Контракта указанной в п. 3.1 настоящего Контракта)".
Таким образом, Заказчиком в проекте муниципального контракта в полной мере не установлен соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом (а именно: без учета возможного снижения начальной (максимальной) цены контракта).
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "Стройинвест" в рассматриваемой части.
5) Довод ООО "Стройинвест" относительно неправомерного установления в проекте контракта порядка оплаты без применения положений Налогового кодекса РФ признается несостоятельным, поскольку установление порядка оплаты изложенным в пункте 3.9 проекта контракта образом не противоречит действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок, доказательств обратного не представлено.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, и нарушения части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные уполномоченным учреждением, не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем, необходимость выдачи им предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЭТП ММВБ) предписания о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области и Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул.Олимпийская, Цветному бульвару и ул.Синякова г.Балахны Нижегородской области, номер извещения 0832300015316000093, обоснованной в части установления ненадлежащей даты окончания срока подачи заявок и отсутствия надлежащих условий в проекте контракта об ответственности в виде штрафа.
2. В остальной части жалобу ООО "Стройинвест" на действия Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области и Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул.Олимпийская, Цветному бульвару и ул.Синякова г.Балахны Нижегородской области, номер извещения 0832300015316000093, признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Признать уполномоченное учреждение нарушившим требования части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. Предписание заказчику и уполномоченному учреждению не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения исполнителя.
6. Выдать оператору электронной площадки (ЭТП ММВБ) предписание о прекращении приостановления осуществления закупки.
7. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24 октября 2016 г. N 1964
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2016