Резолютивная часть решения оглашена "20" октября2016г.
Решение изготовлено в полном объеме "26" октября2016г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
Заместителя руководителяКемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А.- |
руководителяотдела контроля в сфере закупок; |
|
Жихаревой Ю.П. -
|
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
при участии:
-Дикаревой Т.В. - представителяМБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченска, по доверенности,
рассмотрев дело N 681/З-2016, возбужденное по признакам нарушения заказчиком -МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченсказаконодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0339300300216000193 "Поставка лекарственных препаратов: Натрия хлорид р-р", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступилажалоба ООО "МедФармаАльянс" (вх N 6602э от 13.10.2016г.) на действия заказчика -МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченскао нарушении законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукционаN 0339300300216000193 "Поставка лекарственных препаратов: Натрия хлорид р-р".
По мнению заявителяООО "МедФармаАльянс"аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, установленные Заказчиком требования к первичной упаковке, объему наполнения, общему сроку годности препарата, установленному заводом - изготовителем, а также требования к наличию отдельных стерильных портов, запечатанных фольгой, никак не влияют на терапевтические свойства лекарственного средства, а лишь могут ограничить количество участников аукциона.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
10.10.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/заказчиком- МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченскаразмещены извещение о проведении электронного аукционаN 0339300300216000193 "Поставка лекарственных препаратов: Натрия хлорид р-р" и аукционная документация.
Начальная максимальная цена контракта - 409293,30 рублей.
Заказчиком в Спецификации аукционной документации были установлены требования к лекарственному средству (натрия хлорид):
|
Наименование препарата |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Натрия хлорид р-р д/инф. 0,9 % 100 мл, самоспад. п/э флакон(бутылка), не содержит ПВХ, наличие градуировки для обеспечения возможности контроля объема оставшейся жидкости в течении всего времени проведения инфузии, с двумя отдельными стерил. портами, запечатанными по отдельности фольгой, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется, срок годности не менее 3 лет, флакон позволяет осуществлять разведение сухих лекарственных препаратов и перенос во флакон жидких лекарственных форм при помощи двусторонней канюли закрытым способом, наличие свободного объема во флаконе (бутылке) не менее 50мл, необходимого для введения дополнительного объема лекарства(раствора) N 1. |
фл |
7655 |
2 |
Натрия хлорид р-р д/инф. 0,9 % 500 мл, самоспад. п/э флакон(бутылка), не содержит ПВХ, наличие градуировки для обеспечения возможности контроля объема оставшейся жидкости в течении всего времени проведения инфузии, с двумя отдельными стерил. портами, запечатанными по отдельности фольгой, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется, срок годности не менее 3 лет, флакон позволяет осуществлять разведение сухих лекарственных препаратов и перенос во флакон жидких лекарственных форм при помощи двусторонней канюли закрытым способом, наличие свободного объема во флаконе (бутылке) не менее 50мл, необходимого для введения дополнительного объема лекарства(раствора) N 1. |
фл |
6000 |
3 |
Натрия хлорид р-р д/инф. 0,9 % 1000 мл, самоспад. п/э флакон(бутылка), не содержит ПВХ, наличие градуировки для обеспечения возможности контроля объема оставшейся жидкости в течении всего времени проведения инфузии, с двумя отдельными стерил. портами, запечатанными по отдельности фольгой, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется, срок годности не менее 3 лет, флакон позволяет осуществлять разведение сухих лекарственных препаратов и перенос во флакон жидких лекарственных форм при помощи двусторонней канюли закрытым способом, наличие свободного объема во флаконе (бутылке) не менее 50мл, необходимого для введения дополнительного объема лекарства(раствора) N 1. |
фл |
200 |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 6 части1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗпри закупке лекарственных средств, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 ФЗ N44-ФЗ (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний) вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Порядок формирования указанного перечня утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан". Перечень таких лекарственных средств утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено, что при закупке лекарственных средств в документации о закупке указывается МНН или при отсутствии таких МНН - химические, группировочные наименования.
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид" в лекарственной форме "раствор для инфузий" имеют одинаковую дозировку 0,9 %, различные объемы наполнения (например 200 мл, 250 мл, 400 мл, 500 мл), различные формы выпуска (первичные упаковки), в том числе: "бутылки полиэтиленовые", "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)", "бутылки стеклянные".
Дозировка лекарственного препарата соответствует количеству действующего вещества, содержащегося (растворенного) в единице объема препарата. При этом терапевтический эффект лекарственного препарата определяется не объемом препарата, а количеством действующего вещества, содержащегося в данном объеме. Таким образом, все лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид"в лекарственной форме "раствор для инфузий", в дозировке 0,9 %, объемом наполнения 100 мл, 200 мл, 250 мл, 400 мл, 500 мл, 1000мл, следует считать эквивалентными.
Следовательно, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид", имеющие одинаковые дозировки, но отличающиеся объемом наполнения первичной упаковки, должны признаваться взаимозаменяемыми.
В отношении формы выпуска (первичная упаковка) лекарственного препарата "Натрия хлорид", следует отметить, что первичная упаковка "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)" и иное никаким образом не влияет на терапевтические свойства лекарственного препарата, поэтому не должна определять потребности заказчика.
При осуществлении государственных закупок лекарственные препараты, имеющие МНН "Натрия хлорид" в форме выпуска (первичной упаковке), в том числе "бутылки стеклянные", "бутылки полиэтиленовые", "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)" и иное, должны признаваться взаимозаменяемыми при прочих равных условиях.
Таким образом, при закупках лекарственных препаратов в технической части документации при описании объекта закупки должен указываться предмет закупки, а именно: международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного препарата, дозировка, лекарственная форма, способ введения, количество. При этом указание заказчиком на комплектование предмета закупки - лекарственного препарата вспомогательными устройствами и приспособлениями - медицинскими изделиями, в том числе канюлями, которым соответствует товар определенного производителя недопустимо.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в технической части документации при описании объекта закупки требования к первичной упаковке, объему наполнения, к наличию отдельных стерильных портов, запечатанных фольгой (к лекарственному средству "Натрия хлорид")установлены в нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
По мнению Комиссии, установление заказчиком срока годности"не менее 3 лет" лекарственных средств, не ограничивает количество участников размещения заказа.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "МедФармаАльянс", на положения документации заказчика - МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченска при проведении электронного аукционаN 0339300300216000193 "Поставка лекарственных препаратов: Натрия хлорид р-р"частично обоснованной(в части нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признатьзаказчика -МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченска нарушившим требованияпункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
3.Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела N 681/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4. 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Жихарева Ю.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20 октября 2016 г. N 681/з-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016