Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 1 ноября 2016 г. N 3350/2
Резолютивная часть решения оглашена 27.10.2016 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 01.11.2016
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.10.2016 N 314 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Комиссия), в присутствии представителя заказчика МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района" - В. (доверенность от 31.08.2016 б/н), уполномоченного органа администрации Белгородского района - М. (доверенность от 27.11.2015 N 1463исх), в отсутствие представителей заявителя - ООО "Стройинвест" (надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела), рассмотрев материалы дела N 388-16-Т по жалобе ООО "Стройинвест" на положения документации при проведении электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство плавательного бассейна в п. Разумное Белгородского района"" (закупка N 0126300029116000918), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации при проведении электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство плавательного бассейна в п. Разумное Белгородского района"" (закупка N 0126300029116000918) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проекте контракта документации об Электронном аукционе установлен завышенный срок действия банковской гарантии;
2) в проекте контракта документации об Электронном аукционе не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае снижения участником закупки цены контракта на 25 и более процентов;
3) в нарушение требований Закона о контрактной системе в документации об Электронном аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны. Представили письменные возражения на указанную жалобу, в соответствии с которыми считают, что положения документации об Электронном аукционе, в том числе проект контракта соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 07.10.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство плавательного бассейна в п. Разумное Белгородского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 132 044, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1) Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 2.23 проекта контракта документации об Электронном аукционе установлено, что срок действия обеспечения исполнения обязательств по Контракту должен на 60 дней превышать предусмотренный Контрактом срок действия Контракта.
Таким образом, заказчиком установлен срок обеспечения исполнения контракта не противоречащий положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод заявителя о завышенном сроке действия банковской гарантии в проекте контракта документации об Электронном аукционе является необоснованным
2) В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В извещении о проведении Электронного аукциона, в информационной карте Электронного аукциона, в проекте контракта заказчиком установлен размер обеспечения контракта: 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 413 204,40 руб.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст.37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В п. 9.11 Раздела I "Общие положения" документации об Электронном аукционе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в разделе 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки.
Таким образом, заказчиком в документации об Электронном аукционе предусмотрены антидемпинговые меры в соответствии с ст. 37 Закона о контрактной системе. Обязанности по указанию таких мер в проекте контракта Закон о контрактной системе не содержит.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
С учетом вышеизложенного, довод заявителя об отсутствии в проекте контракта документации об Электронном аукционе условий, предусмотренных ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, являются необоснованными.
3) Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N1 к Постановлению.
Из пункта 2 Приложения N1 Постановления следует, что к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно примечанию к п. 2 Приложения N1 (<*>) Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
С учетом того, что предметом Электронного аукциона являются работы, включенные в код 41.2 ОКПД2 (41.20.20.380) и начальная (максимальная) цента контракта превышает 10 млн. рублей (14 13 2044, 00 рублей), в извещении и документации об Электронном аукционе должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением.
Как следует из п. 1.3 совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации N 23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 (о позиции по вопросу применения Постановления) заказчик, в соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N1 к Постановлению.
В п. 24 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе указана группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники аукциона: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В извещении и документации об Электронном аукционе заказчик определил объект закупки, как выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство плавательного бассейна в п. Разумное Белгородского района".
Таким образом, довод заявителя о несоблюдении заказчиком положений ст. 31 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 1 ноября 2016 г. N 3350/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016