Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 ноября 2016 г. N 326
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальник отдела Новикова Ю.Л.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Тюмень) (далее также - заказчик) Чусовитин Д.Н. по доверенности.
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "ФК Сатиком" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) извещенного надлежащим образом, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100000816000324) на поставку лекарственного средства (МНН Йопромид) (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 31.10.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 02.11.2016 г. N 416 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий аукционной комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного средства (МНН Йопромид).
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, представителей не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно доводам жалобы, заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе. По мнению заявителя, первая часть заявки Общества на участие в аукционе составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также в соответствии с требованиями аукционной документации.
Заявитель указывает, что предложенное к поставке лекарственное средство - Йопромид производства "Новалек Фармасьютикалс Пвт.Лтд"/Индия, соответствует требованиям эффективности, безопасности и качества.
Установленный заказчиком период выведения лекарственного препарата в течение 12 часов не менее 93% не влияет на терапевтический эффект препарата, а также на его применение. Более того, периоду выведения не менее 93% соответствует единственный препарат в России - Ультравист (Германия), что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, заявитель указывает о неправомерности установления требования к верхнему пределу разрешенной температуры хранения рентгеноконтрастного препарата.
Присутствовавший в заседании представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению, пояснил, что при описании объекта закупки и формировании требований к лекарственному средству заказчик руководствовался законодательством РФ и основывался на своих потребностях, исходя из профиля и целей своей деятельности. Пристальное внимание к фармакинетике препарата связано с возможностью возникновения нефротоксического эффекта вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, поэтому очевидно, что фармакокинетика препарата влияет на безопасность пациента, увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности контрастного вещества, содержащего йод. Таким образом, описание объекта закупки содержит крайне важный параметр периода выведения с точки зрения безопасности пациента.
Современные контрастные средства являются одними из самых безопасных существующих лекарственных препаратов, но их вводят в высоких концентрациях и больших дозах, поэтому при использовании любых контрастных средств необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, анамнез пациента, а также физико-химические свойства, условия хранения препарата.
Персонал диагностического отделения должен иметь в своем арсенале универсальное диагностическое средство, рекомендованное для пациентов любых возрастных категорий, без ограничений для отдельных групп пациентов.
Возможность использования рентгеноконтрастного средства у пациентов всех категорий, в том числе больных с аутоиммунным заболеванием, алкоголизмом, без ограничений, в зависимости от анамнеза, является одним из решающих факторов, влияющих на вопрос выбора препарата с целью проведения качественной и безопасной диагностики.
Очень важно, чтобы инструкция на используемый в лечебно-профилактическом учреждении контрастный препарат содержала рекомендации для вышеуказанных категорий пациентов, так как это обеспечит правильный режим дозирования для особых групп пациентов, требующих дополнительного внимания со стороны медицинского персонала.
Требование к верхнему пределу разрешенной температуры хранения препарата не менее 30 градусов Цельсия обусловлено тем, что подготовленный к исследованию лекарственный препарат может какое-то время находится в диагностическом кабинете, где температурный режим может превышать 25 градусов Цельсия. Повышение температуры может привести к порче контраста, и осложнениям для больного при введении контраста вплоть до угрожающего жизни анафилактического шока. Таким образом, требуемый показатель товара "Хранение при температуре не менее 30 градусов Цельсия" является обоснованным с точки зрения безопасности здоровья и жизни обследуемых больных и обусловлены объективной потребностью заказчика.
Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 стать 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Статьей 67 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Как следует из пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Из материалов дела усматривается, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр нейрохирургии" Министрества здравоохранения Российской Федерации (г.Тюмень), выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (МНН Йопромид) с начальной (максимальной) ценой контракта 575460,40 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000816000324.
Аукционной документацией на поставку лекарственного препарата (МНН Йопромид), установлены следующие характеристики закупаемого лекарственного препарата (Раздел 5 аукционной документации): Йопромид-раствор для инъекций 370 мг йода / мл, не менее 100 мл, флакон N 10, период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Верхний предел разрешённой температуры хранения не менее 30°С.
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 21.10.2016 г., по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки, заявка с порядковым номером 3 (ООО "ФК Сатиком") отклонена аукционной комиссией по п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: "Заявка участника не соответствует требованиям документации об электронном аукционе. В разделе 5 описания объекта закупки указано раствор для инъекций 370 мг йода / мл, не менее 100 мл, флакон N 10, период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Верхний предел разрешённой температуры хранения не менее 30°С, при этом участник закупки предлагает период выведения через почки в течении 12 часов не менее 92% от введенной дозы. С осторожностью для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Верхний предел разрешённой температуры хранения не выше 25°С".
Пунктом "б" Раздела 2.2.2 главы 3 Аукционной документации (Инструкция по заполнению первой части заявки), установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "от", "до", то есть должны быть конкретными. Если значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "от", "до" участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение. Если устанавливается показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же обозначением либо значением, "превышающем" заданный в Описании объекта закупки показатель, но без сопровождения словами "не менее".
Комиссией установлено, что пункт 1 первой часть заявки заявителя содержит следующие характеристики, предлагаемого к поставке товара: Йопромид - раствор для инъекций 370 мг йода / мл, не менее 100 мл, флакон N 10, период выведения через почки в течении 12 часов не менее 92% от введенной дозы. С осторожностью для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Верхний предел разрешённой температуры хранения не выше 25°С. Страна происхождения (Индия).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о несоответствии первой части заявки Общества требованиям пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и соответствующим положениям аукционной документации, поскольку Обществом предложено лекарственное средство не соответствующее закупаемому заказчиком в части периода выведения через почки; отсутствия ограничений применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом; разрешенной температуры хранения.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявки на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, осуществляется только в судебном порядке.
Вместе с тем, заявителем была подана заявка на участие в аукционе, при этом Общество, полагая, что спорные положения аукционной документации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, не оспорило их в установленные Закон сроки на обжалование.
Кроме того, в материалы дела объективных, неоспоримых документарных доказательств, свидетельствующих о том, что требования заказчика приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены.
Лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке (согласно сведениям из общедоступных ресурсов в сети Интернет), его реализация входит в Перечень лицензируемых видов деятельности, и поставка данных препаратов может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или производство лекарственных средств. В связи с этим, любой хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять продажу (поставку) лекарственного препарата, требующегося заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100000816000324) на поставку лекарственного средства (МНН Йопромид) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Веретенников И.В.
Члены Комиссии Новиков Ю.Л.
Логинова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 ноября 2016 г. N 326
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2016