Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Регионстройкомплект" на действия Администрации города Тобольска и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N ОК-012-16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000816000381) на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика, в том числе осуществление строительного контроля, технического надзора по объектам: 1) "Выполнение работ по объекту: "Ремонт улиц города Тобольска с фрезерованием"; 2) "Оказание услуг на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту: "Строительство пешеходного тротуара и велосипедной дорожки на ул. Уватский тракт от ул. Полонского до микрорайона Строитель в г.Тобольске" (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 16.05.2016 г. поступила жалоба ООО "Регионстройкомплект" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N ОК-012-16, в которой заявитель выразил несогласие с принятым решением об отклонении его заявки от участие в данной публичной процедуре.
В частности, как полагает заявитель принятое комиссией решение по тому основанию, что в заявке ООО "Регионстройкомплект" отсутствовал документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица не может являться законным и обоснованным, поскольку в действительности все предусмотренные конкурсной документацией требования к порядку подачи заявки, участником закупки были соблюдены и все необходимые документы в составе заявки представлены. Приложенные в составе заявки копия Устава Общества с указанием о переименовании ООО "Респект" в ООО "Регионстройкомплект" и выписка из ЕГРЮЛ, из которой следует, что генеральным директором участника открытого конкурса - юридического лица является Спехова В.В., позволяли конкурсной комиссии установить полномочия лица, подписавшего заявку на участие в конкурсе.
Кроме того, не соглашаясь с решением конкурсной комиссии в части непредоставления документов, подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса, заявитель указал, что соответствующая информация была им представлена согласно форме N5, приложенной в составе заявки.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Конкурсная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в конкурсной документации. Заявка на участие в конкурсе поступила от юридического лица - ООО "Регионстройкомплект" за подписью генерального директора Спеховой В.В., однако в качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени участника закупки в заявке была приложена копия Приказа ООО "Респект" от 15.08.2013 г. о назначении Спеховой В.В. генеральным директором ООО "Респект". При этом, иных документов, подтверждающих полномочия единоличного исполнительного органа (руководителя) ООО "Регионстройкомплект" в заявке не содержалось.
Помимо этого, заказчик указал на противоречивые сведения относительно указания руководителя ООО "Регионстройкомплект", согласно Устава исполнительным органом Общества является директор, в то время, как в представленной выписке из ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица указан генеральный директор (Спехова В.В.).
Также заявителем была представлен документ о добросовестности участника открытого конкурса, составленный не в соответствии с требованиями п. 4 раздела 13 конкурсной документации, поскольку указанные обществом контракты не были отражены в реестре контрактов.
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены ко дню заседания Комиссии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрения жалобы заявителя и осуществленной на основании ч.15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Администрации города Тобольска Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения открытого конкурса N ОК-012-16 в интересах муниципального заказчика - Комитета капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта 1 163 182,00 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 20.04.2016 (MSK+2) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167300000816000381.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (до 11.05.2016 09:30) были поданы заявки от 2 (двух) участников закупки, в том числе от заявителя жалобы ООО "Регионстройкомплект" с порядковым номером заявки 2, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов с заявками от 11.05.2016 г. N 0167300000816000381-01.
Как следует из решения конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе N ОК-012-16, оформленного протоколом от 12.05.2016 г. N 0167300000816000381-02 заявка ООО "Регионстройкомплект" была отклонена от участия в конкурсе со ссылкой на ч.3 статьи 53 Закона N44-ФЗ, п. 17.2. конкурсной документации. В качестве обоснования принятого решения указала следующее: "Заявка не соответствует требованиям раздела 13 конкурсной документации: участником конкурса в составе заявки не предоставлены: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица в соответствии с требованиями подпункта в) пункта 1) раздела 13 конкурсной документации (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности, участником предоставлена копия приказа о вступлении в должность генерального директора ООО "Респект", т.е. юридического лица отличного от участника конкурса); документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса в соответствии с требованиями пункта 4) раздела 13 конкурсной документации".
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе определено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (руководитель) (п.п. "в" п.1 ч. 2 ст. 51 Закона).
Аналогичное требование к составу заявки продублировано заказчиком в п.п. "в" п.1 разделе 13 конкурсной документации N ОК-012-16.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч. 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как следует из протокола от 12.05.2016 г. N 0167300000816000381-02 в качестве одного из оснований для отклонения заявки ООО "Регионстройкомплект" послужил вывод конкурсной комиссии о непредставлении документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса (юридического лица), поскольку представленный в составе заявки Приказ ООО "Респект" от 15.08.2013 г. б/н о назначении Спеховой В.В. генеральным директором ООО "Респект" относился к иному юридическому лицу, не являющемуся участником данного конкурса.
В соответствии с п. 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
В п. 1 части 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью определено, что единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью обладает полномочиями без доверенности действовать от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания его участников или решением единственного участника.
В соответствии с ч.1 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устав Общества является учредителем документом общества, содержащим положения, определяющие организацию и порядок его деятельности.
Комиссией были изучены документы и сведения, представленные ООО "Регионстройкомплект" в составе заявки на участие в открытом конкурсе N ОК-012-16.
Так, к заявке приложен Устав ООО "Регионстройкомплект" (в новой редакции), утвержденный Общим собранием его участников (протокол N 1 от 07.09.2013 г.), в п.1 которого содержится информация о переименовании ООО "Респект" в ООО "Регионстройкомплект".
Кроме того, из п. 20.4, п.25.1, 25.2 следует, что исполнительным органом Общества является (единоличный) директор, который избирается (назначается) общим собранием участников Общества сроком на пять лет и действует от имени Общества без доверенности, представляет его интересы с другими юридическими лицами.
Вместе с тем, все представленные в составе заявки документы, равно как и сама заявка, подписаны генеральным директором ООО "Регионстройкомплект" Спеховой В.В., что противоречит вышеупомянутым положениям Устава Общества. Каких-либо документов, подтверждающих внесение соответствующих изменений в Устав в части наименования единоличного исполнительного органа в материалы дела не представлено.
Кроме того, в представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) датированной 28.03.2016 г. содержатся сведения, что правом действовать без доверенности от имени юридического лица (ООО "Регионстройкомплект") имеет генеральный директор Спехова В.В. Соответственно, сведения, содержащиеся в Уставе Общества, не совпадают со сведениями, отраженными в выписке из ЕГРЮЛ в части указания наименования статуса (должности) единоличного исполнительного органа данного юридического лица.
Таким образом, заявитель представил ненадлежащий документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, тем самым не исполнил требования, установленные п.п. "в" п.1 ч. 2 ст. 51 Закона N44-ФЗ, п.п. "в" п.1 разделе 13 конкурсной документации N ОК-012-16, что было обоснованно расценено конкурсной комиссией как основание для отклонения заявки данного участника.
В тоже время Комиссией было установлено, что заявитель был не допущен до участия в конкурсе, в том числе, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 указанной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В силу части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 указанной статьи.
В разделе 13 конкурсной документации N ОК-012-16 установлены требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Как следует из п.4 указанного раздела документации, заявка на участие в открытом конкурсе, помимо прочего, должна содержать информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками и подтверждающей исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявок на участие в конкурсе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
Кроме того, конкурсной документацией предусмотрена рекомендуемая форма N5, по которой участнику закупки предлагается заполнить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Из части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Исходя из части 4 статьи 37 Закона о контрактной системе в случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 указанной статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 указанной статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 указанной статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, на основании положений части 4 статьи 37, части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия обязана отклонить заявку участника конкурса только в случае содержания в составе поданной заявки на участие в конкурсе недостоверной информации, подтверждающей добросовестность участника конкурса. В случае непредставления участником конкурса информации, подтверждающей его добросовестность, положения части 4 статьи 37 Закона о контрактной системе предоставляют право участнику конкурса при заключении контракта предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), что в свою очередь будет свидетельствовать о надлежащем выполнении участником конкурса антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе.
Однако, как следует из протокола от 12.05.2016 г. N 0167300000816000381-02 и пояснений заказчика, конкурсная комиссия не вменяла Обществу предоставление недостоверной информации в части подтверждения своей добросовестности, указав только на сам факт непредоставления соответствующей информации (документов), что не являлось обязательным требованием к составу заявки.
При вышеизложенных обстоятельствах конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "Регионстройкомплект" на участие в конкурсе N ОК-012-16 в связи с непредставления документов, подтверждающих добросовестность участника конкурса, что свидетельствует о наличии в ее действиях нарушений ч.4 статьи 37, ч.5 статьи 51, ч.3 статьи 53 Закона о контрактной системе и признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела Комиссия считает нецелесообразным выдачу предписания, поскольку допущенное конкурсной комиссией нарушение не повлияло на результаты открытого конкурса, заявка ООО "Регионстройкомплект" в любом случае подлежала отклонению от участия в открытом конкурсе N ОК-012-16 по иным основаниям, указанным в протоколе от 12.05.2016 г. N 0167300000816000381-02.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Регионстройкомплект" на действия Администрации города Тобольска и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N ОК-012-16 (N 0167300000816000381) частично обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию Администрации города Тобольска нарушившей требования ч.4 статьи 37, ч.5 статьи 51, ч.3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание для устранения допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 мая 2016 г. N 140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2016