Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 октября 2016 г. N 06-862/16т
изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)(далее также - НАМО "Тумульский наслег", заказчик):не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменное пояснение,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.ТумулХангаласского улуса РС(Я)(извещение N 0116300017516000008), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
07 октября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.ТумулХангаласского улуса РС(Я) (извещение N 0116300017516000008).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 октября2016 года в 16часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации:
- Заказчиком в документации об аукционе не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- заказчиком в проекте контракта не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением пункта 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- по мнению заявителя, заказчик при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых обязан вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применять ключевую ставка Банка России, поскольку в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
- считают, что заказчикпри проведении закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, должен установить требование к участникам такой закупки требование о наличии у нихтолько свидетельства о допуске к работам по организации строительства (генподряд).
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с первым и вторым доводами жалобы согласны.
Вместе с тем, с третьим доводомжалобы не согласны, считают, что ставка рефинансирования для расчета неустоек указана верно.
По четвертому доводу жалобы указывают, что требование о наличии у участников закупки лицензии МЧС установлено правомерно, поскольку аукционной документацией предусмотрены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
03августа 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru(далее также - ЕИС) и на сайте электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N0116300017516000008о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.ТумулХангаласского улуса РС(Я) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 28 747 369,00руб.
23 сентября 2016 года заказчиком внесены изменения в положения аукционной документации, продлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
10 октября 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300017516000008-4.
Согласно данному протоколу на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" поступило 6 (шесть) заявок с порядковыми номерами 1,3, 6, 7, 9, 10.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию в закупке заявок участников закупки с порядковыми номерами 1,6, 7, 9, 10 и об отказе в допуске участнику закупки с порядковым номером 3.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок проведения электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Стройинвест" необоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы о том, что в аукционной документации не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, признается необоснованным на основании следующего.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системепри заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в проекте контракта о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контрактауказывается при процедуре заключения контракта, а не на момент размещения в единой информационной системе проекта контракта, в составе аукционной документации.
На основании вышеизложенного довода жалобы подлежит признанию необоснованным.
2. Довод о том, что в проекте контракта не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) также признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Закона в контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 года N 190 (далее также - Постановление N 190).
Между тем, ни Закон о контрактной системе, ни указанное выше Постановление N 190 не содержат положений, обязывающих заказчика включать условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в аукционную документацию. Неуказание в аукционной документации условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в аукционную документацию не означает освобождение заказчика от исполнения указанных норм и не оказывает влияния на результат определения поставщика, что не может являться нарушением Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Довод о том, что заказчик при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых обязан вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применять ключевую ставка Банка России, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России" в целях обеспечения применения ключевой ставки Банка России как индикатора стоимости заемных средств Правительство Российской Федерации постановило установить, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 2 Указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России. В тоже время, пунктом 1 Указания Банка России установлено, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы о применении заказчиком ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации при расчете неустойки в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом вместо ключевой ставки Банка России предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" действиями заказчика, а также на нарушения положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
4. Довод о том, что заказчикпри проведении закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, обязан установить требование к участникам такой закупки о наличии у них только свидетельства о допуске к работам по организации строительства (генподряд), признан необоснованным на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в п. 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ:
-Подготовительные работы;
-Земляные работы;
-Устройство скважин;
-Свайные работы, закрепление грунтов;
-Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
-Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
-Монтаж металлических конструкций;
-Монтаж деревянных конструкций;
-Защита строительных конструкций, трубопроводов, и оборудования(кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
-Устройство кровель;
-Фасадные работы;
-Устройство внутренних инженерных систем оборудования зданий и сооружений;
-Устройство наружных сетей водопровода;
-Устройство наружных сетей канализации;
-Устройство наружных сетей теплоснабжения;
-Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
-Монтажные работы;
-Пусконаладочные работы;
-Устройство автомобильных дорог и аэродромов;
-Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Так, по мнению заявителя, заказчику следует установить требование о наличии допуска СРО только по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФвиды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В части 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе запрещается установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление требования о наличии только свидетельства о допуске к выполнению работ только по пункту 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), повлечет ограничение круга потенциальных участников закупки.
Довод заявителя в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии только допуска СРО по организации строительных работ подлежит признанию необоснованным.
Жалоба ООО "Стройинвест" подлежит признанию необоснованной полностью.
В ходе внеплановой проверки установленыследующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, в п. 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них следующих разрешительных документов:
- лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
-Подготовительные работы;
-Земляные работы;
-Устройство скважин;
-Свайные работы, закрепление грунтов;
-Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
-Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
-Монтаж металлических конструкций;
-Монтаж деревянных конструкций;
-Защита строительных конструкций, трубопроводов, и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
-Устройство кровель;
-Фасадные работы;
-Устройство внутренних инженерных систем оборудования зданий и сооружений;
-Устройство наружных сетей водопровода;
-Устройство наружных сетей канализации;
-Устройство наружных сетей теплоснабжения;
-Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
-Монтажные работы;
-Пусконаладочные работы;
-Устройство автомобильных дорог и аэродромов;
-Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку проектом муниципального контракта прямо не запрещено привлечение субподрядчиков, то участник закупки (подрядчик) вправе привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика, обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации и/или лицензию МЧС, если такие работы предусмотрены аукционной документацией.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать,что в случае отсутствия допускак определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства,реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, заказчиком нарушенып. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64Закона о контрактной системе.
При этом, для устранения нарушения, указанного в пункте 1 по внеплановой проверки настоящего решения заказчику необходимо обратить внимание на следующее.
Наличие у участника допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика(пункт 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624)исключаетобязательное условие наличия у участника закупки наличия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, посколькууказанный допуск свидетельства саморегулируемой организации позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
По мнению антимонопольного органа, в случае содержания в перечне выполняемых работ аукционной документации работ, подлежащих лицензированию, заказчик может установить следующие требования к участникам закупки:
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика и (или) к определенным видам работ, а также требование о наличии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
или
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика, а также возможность привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков (третьих лиц) для выполнения работ.
2. По смыслу норм п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что заказчика обязаны устанавливать требования к участникам закупки о наличии у них специальных разрешительных документов в зависимости от предмета закупки.
Поскольку предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, заказчик обязан установить требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Как ранее в решении отмечалось, в пункте 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ:
- Подготовительные работы;
- Земляные работы;
- Устройство скважин;
- Свайные работы, закрепление грунтов;
- Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
- Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
- Монтаж металлических конструкций;
- Монтаж деревянных конструкций;
- Защита строительных конструкций, трубопроводов, и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
- Устройство кровель;
- Фасадные работы;
- Устройство внутренних инженерных систем оборудования зданий и сооружений;
- Устройство наружных сетей водопровода;
- Устройство наружных сетей канализации;
- Устройство наружных сетей теплоснабжения;
- Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
- Монтажные работы;
- Пусконаладочные работы;
- Устройство автомобильных дорог и аэродромов;
- Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624).
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный раздел имеет 33 пункта по группам работ (с 1 по 33), каждый из которых включает в себя несколько подпунктов, так, например, пункт 3 "Земляные работы" включает в себя семь подпунктов таких работ, как:
3.1. Механизированная разработка грунта <*>;
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве;
3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации;
3.4. Работы по искусственному замораживанию грунтов;
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками <*>;
3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов;
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода".
Причем, сноска <*> указывает, что на данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты).
Аналогично и относительно иных пунктов раздела IIIПриказа N 624.
Таким образом, в случае указания в аукционной документации только на пункты видов работ раздела III Приказа N 624 без конкретизации на подпункты, то такое требование необходимо читать как о предоставлении допуска на все виды работ данного пункта. Между тем, данное требование не может считаться надлежащим исполнением требованием, поскольку требование должно быть объективно обусловлено видами таких работ, которые необходимо выполнять в ходе строительства, кроме того, не каждый объект закупки является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом.
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения аукционной документации, Приказа N 624, приходит к выводу, что установленные в п. 20 Информационной карты аукционной документации виды работ на выполнение, которых требуется получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, установленыбез указания определенных подпунктов видов работ, поименованных в Приказе N 624.
Кроме того, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Между тем, заказчиком в п. 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении свидетельства СРО о допуске к такому виду работ, как "Устройство автомобильных дорог и аэродромов", между тем, предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.ТумулХангаласского улуса РС(Я).
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, про ведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Между тем, на официальном сайте ЕИС размещена локальная смета N 1 на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса" с.ТумулХангаласского улуса РС (Я) в формате "jpg" на 2 листах, из содержания которого возможно установить только раздел 1 "Общестроительные работы", между тем, в локальной смете отсутствуют разделы, предусматривающие выполнение иных работ при строительстве объекта капитального строительства.
Таким образом, заказчиком в неполном объеме на официальном сайте ЕИС размещена локальная смета, являющаяся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушениемп. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 59Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Ч. 2, 3 ст. 7 Закона о контрактной системе установлено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.ТумулХангаласского улуса РС (Я) с начальной (максимальной) ценой контракта 28 747 369, 00 руб.
В силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи (43 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации.
В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерациилицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Материалами дела установлено, что согласно пункту 1.1 проекта контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса" с.ТумулХангаласского улуса" (далее - Работы) по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Тумул, ул.Семилетка, д.14 (далее - Объект)в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложение N1 к контракту), прилагаемые к настоящему контракту и являющиеся его неотъемлемой частью.
Пунктом 5.1.1 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, указанные в п. 4.1 в соответствии с проектно-сметной документацией, и условиями, предусмотренные настоящим контрактом.
Таким образом, подрядчик, исполняя свои обязательства по контракту, обязан руководствоваться и проектно-сметной документацией.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные материалы дела, а также информацию, находящуюся на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, установила, что заказчиком не размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruпроектная документация как описание объекта закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, про ведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте единой информационной системы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положенийч. 2, 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе в части не размещения проектной документации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
5. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что в аукционной документации указывается все информация, установленная в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, а также в п. 31 Информационной карты аукционной документации установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем, как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 28 747 369, 00 руб.
В связи с вышеизложенным, в действиях заказчика установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
6. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - также Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта 28 747 369, 00 руб.
Материалами дела установлено, что проект контракта содержит следующие положения:
"7.2.2. В случае невыполнения, либо ненадлежащего выполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет _______ (________) рубль __ копеек.
"7.3.4. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств).
Размер штрафа устанавливается в размере ______ (________) рублей_____ копеек".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом,в нарушение ч. 4, 5, 8 ст. 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе проект контракта аукционной документации не содержит размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
7. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.".
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом данной закупки является выполнение работ строительных.
Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона не установлено соответствующего запрета в соответствии с Постановлением N 1457.
Таким образом, заказчиком нарушены п. 7 ч. 5 ст. 63Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.ТумулХангаласского улуса РС(Я)(извещение N0116300017516000008)необоснованной.
2. ПризнатьзаказчикаНаслежную администрацию муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 6 ст. 31,ч. 2, 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст.64; п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64;п. 1 ч. 1 ст. 31; чч. 4, 5, 8 ст. 34, ч. 4 ст. 64, п. 7 ч. 5 ст. 63Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д.Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 октября 2016 г. N 06-862/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016