Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 ноября 2016 г. N 06-895/16т
изготовлено в полном объеме 08 ноября2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н.-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее -ООО "Стройинвест"):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Районной администрации Муниципального образования "Среднеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия)(далее по тексту решения - Районная АМО "Среднеколымский улус (район)", Администрация, заказчик):не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения;
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Районной Администрации МО "Среднеколымский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение общестроительных работ (в 2 этапа) объекта "2-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Налимск" Среднеколымского улуса (района) в рамках реализации РП "Моя Якутия в 21 веке" (извещение N 0116300017716000068),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
26октября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Стройинвест" на действия заказчика Районной Администрации МО "Среднеколымский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение общестроительных работ (в 2 этапа) объекта "2-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Налимск" Среднеколымского улуса (района) в рамках реализации РП "Моя Якутия в 21веке" (извещение N 0116300017716000068).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 02 ноября 2016 года в 16часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В аукционной документации условие, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
2. Согласно аукционной документации в рамках данной закупки заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе, а именно участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее также СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (далее также СОНКО).
В нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системезаказчик устанавливает срок оплаты выполненных работ СМП или СОНКО более 30 календарных дней.
3. В нарушение требований Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", принятого во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя заказчика следует, что
1. С доводом жалобы не согласны. Полагают, что часть 14 статьи 34 Закона о контрактной системе также определяет, что данное условие включается в положения контракта в случае, если данный контракт заключается с физическим лицом, то есть речь идет не о проекте контракта. Включение данного условия в контракт непосредственно при его заключении не приведет к нарушению законодательства.
2. Не согласны с данным доводом заявителя, поскольку считают, что указанное условие не могло повлиять не результаты определения поставщика.
3. Не согласны с доводом заявителя, поскольку запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики установлено в пункте 9 части 2 "Информационная карта" аукционной документации.
Просит признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
11 октября 2016 заказчикомРайонной АМО "Среднеколымский улус (район)"на сайте оператора электронной площадкиЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайтеединой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещено извещениеN0116300017716000068о проведении электронного аукциона выполнение общестроительных работ (в 2 этапа) объекта "2-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Налимск" Среднеколымского улуса (района) в рамках реализации РП "Моя Якутия в 21 веке" и аукционная документация.
11 октября 2016 года заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта составила5 073 440,00руб.
27 октября 2016 года состоялась процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300017716000068-1, согласно которому заявки заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной по следующим основаниям.
1.Довод заявителя в части не указания заказчиком в проекте контракта условия, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией установлено, что проект контракта не содержит условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом.
При этом из содержания части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе усматривается, что обязанность включения вышеуказанного условия в контракт возникает только в случае заключения контракта с физическим лицом. На стадии утверждения документации о закупке такая обязанность у заказчика не возникает, поскольку на данном этапе закупки он не может обладать информацией о том, будет ли заключен контракт с физическим лицом или иным участником закупки.
Между тем, податель жалобы ООО "Стройинвест" является юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение п. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
2. Довод заявителя в части установления в проекте контракта срока оплаты выполненных работ, не соответствующего положениям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно материалам дела, в извещении о проведении электронного аукциона N 0116300017716000068 от 11 октября 2016 года, а также в пункте 8 части 2 "Информационная карта" аукционной документации в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Следовательно, учитывая положения части 8статьи 30 Закона о контрактной системе срок оплаты выполненных подрядчиком работ не может превышать тридцать днейс даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона
Вместе с тем, в пункте 7.3.1. проекта контракта оплата за выполненные работы производится заказчиком в пределах цены контракта в течение 30 рабочих дней после подписания сторонами актов выполненных работ (формы КС-2 и справок КС-3), подписываемых сторонами в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту и при условии предоставления подрядчиком счета-фактуры к ним, а также иных документов, указанных в п.п. 6.2., 6.3. настоящего контракта, и в соответствии с порядком, установленным разделом 6 настоящего контракта - "Порядок сдачи и приемки выполненных работ".
Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Учитывая, что частью 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе императивно определено, что срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта определен днями (не более чем в течение тридцатидней), то установление заказчиком в проекте контракта условия о том, что срок оплаты исчисляется рабочими днями по мнению Комиссии не соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе, поскольку период составляющий 30 рабочих дней превышает 30 календарных дней, следовательно, оплата в таком случае может быть произведена за пределами 30 дневного срока установленного частью 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 8 статьи 30, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта установлено условие об оплате выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта сроком более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ.
3. Довод заявителя в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системев случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457"О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457)утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.".
В данный перечень также входятвыполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 1457 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015) и действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583.
11 октября 2016 заказчиком Районной АМО "Среднеколымский улус (район)" на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0116300017716000068 о проведении электронного аукциона выполнение общестроительных работ (в 2 этапа) объекта "2-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Налимск" Среднеколымского улуса (района) в рамках реализации РП "Моя Якутия в 21 веке".
Между тем, в указанном извещении соответствующего запрета в соответствии с Постановлением N 1457 не установлено.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как установлено из материалов дела, в пункте 9 части 2 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требование о том, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457).
На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа считает, что допущенное нарушение на результаты закупки не повлияло, в связи с чем, предписание об устранении допущенного нарушения выдано не будет.
Жалоба подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно пункту 16 части 2 "Информационная карта" аукционной документации, устанавливающему даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, любой участник, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются участникам с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона, при этом дата поступления запроса должна быть не позднее 24.10.2016г.
Таким образом, заказчиком, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации на участие в электронном аукционе не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Районной Администрации МО "Среднеколымский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение общестроительных работ (в 2 этапа) объекта "2-квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Налимск" Среднеколымского улуса (района) в рамках реализации РП "Моя Якутия в 21 веке" (извещение N 0116300017716000068)частично обоснованной, в части установления в проекте контракта срока оплатывыполненных работ, не соответствующего положениям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Признать заказчика Районную администрации Муниципального образования "Среднеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 8 статьи 30, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 7 части 5 статьи 63, пункт 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдатьзаказчику Районной администрации Муниципального образования "Среднеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 ноября 2016 г. N 06-895/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2016