Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 ноября 2016 г. N ГЗ-844/16
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
03.10.2016 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N 0101300039916000062 начальная (максимальная) цена контракта 9 410 692,38 рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. утвержден постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 (далее - Перечень).
В данный Перечень включены, в том числе строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014.
Согласно извещению, опубликованному в единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), объектом закупки является ремонт автомобильной дороги, подпадающий под код по ОКПД2 42.11.20.000.
Следовательно, Заказчиком, должны быть установлены запреты в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении не установлены запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457, что является нарушением п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Однако, Заказчиком в нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе вышеуказанные запреты в аукционной документации не установлены.
Довод жалобы признан обоснованным.
Заявитель, также указывает, что в извещении и аукционной документации имеются разночтения в сроках.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению, опубликованному в ЕИС дата и время окончания подачи заявок 28.10.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 31.10.2016.
Однако, в п.18, п.19 Части 1 аукционной документации указана дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе "24" октября 2014 года, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе "27" октября 2016 года.
Кроме того, в извещении, опубликованном в ЕИС, указано: "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг Срок исполнения контракта: год 2016 месяц Ноябрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: - Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): разово".
Комиссией установлено, что в п.9 Части 1 аукционной документации "Место выполнения работы или оказания услуги. Срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг. Дорога Алегазово-Бургаджино на уч. км 6+450м-км 11+400м муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан. С даты заключения контракта по 01.12.2016 г.", а в Техническом задании аукционной документации указан срок выполнения работ 23 декабря 2016 года.
Следовательно, данные разночтения вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы признаны обоснованными.
Согласно доводу Заявителя, в аукционной документации и проекте контракта имеются разночтения.
Комиссией установлено, что в п.15 Части 1 аукционной документации установлены форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг, а именно "Оплата производится путем безналичного перечисления средств, платежным поручением в течении 20 дней по предъявлении счета-фактуры, на расчетный счет Подрядчика окончательный расчет будет произведен до 31.12.2016 года".
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Однако, в п.2.2 Проекта контракта аукционной документации указано, что расчет за выполненные работы по настоящему Контракту производится Заказчиком на основании подписанного Сторонами акта приема-сдачи выполненных работ путем перечисления денежных средств в размере, предусмотренном п. 2.1 настоящего Контракта, на расчетный счет Подрядчика в течение пяти банковских дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), окончательный расчет будет произведен до 31.12.2016 г.
Таким образом, в проекте контракта аукционной документации содержится информация не соответствующая информации, указанной в аукционной документации, что является нарушением ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, в проекте контракта отсутствует конкретная дата срока действия исполнения контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
Комиссией установлено, что в Части 1 аукционной документации Заказчиком предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.3.1 Проекта контракта аукционной документации указано, что настоящий Контракт вступает в силу со дня подписания его Заказчиком и Подрядчиком и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту в полном объеме..
Согласно п.2.2 Проекта контракта аукционной документации расчет за выполненные работы по настоящему Контракту производится Заказчиком на основании подписанного Сторонами акта приема-сдачи выполненных работ путем перечисления денежных средств в размере, предусмотренном п. 2.1 настоящего Контракта, на расчетный счет Подрядчика в течение пяти банковских дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), окончательный расчет будет произведен до 31.12.2016 г.
В соответствии со ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, срок действия контракта определен событием, которое должно неизбежно наступить, а именно оплата Заказчиком по факту приема выполненных объемов работ не позднее 31.12.2016 года.
Следовательно, срок действия контракта до 31.12.2016 года, а срок действия представленной участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта должен быть не менее чем до 01.02.2017 года.
Данный довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В пп.2 п.21 Части 1 аукционной документации Заказчиком установлено требование правомочности участника закупки заключать контракт.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данное требование утратило силу и соответственно, исключено из перечня ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, Заказчиком допущены нарушения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
Согласно п.4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.2 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
Следовательно, Заказчик в проекте контракта не указал ответственность Заказчика и поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТСК Валком" на действия заказчика, в лице Администрация муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101300039916000062 "Ремонт автомобильной дороги "Алегазово-Бургаджино" на уч.км. 6+ 450м-11+400" частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п.6 ч.5 ст.63, ч.1, 3, 4 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Внеплановая проверка установила в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст.31, ч.5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 ноября 2016 г. N ГЗ-844/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016