Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 27 октября 2016 г. N 178
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 31 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии:
И.М. Хамчиев - главный специалист-эксперт Управления;
М-Б.М. Осканов - главный государственный инспектор Управления;
в присутствии представителей от:
заявителя жалобы ООО "Сегмент СТ" - Мальсагова М.В. (доверенность N010 от 26.10.2016) (далее - Заявитель);
уполномоченного органа - Министерство финансов РИ Отдел государственных закупок Республики Ингушетия - Баркинхоева Анзора Заурбековича (доверенность от 16.08.2016) (далее - Уполномоченный орган);
заказчика - Государственное управление "Ингушавтодор" - Дениева М-Э.А. (доверенность N10 от 08.09.2016) (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Уполномоченного органа и заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000116001501 (далее - ЭАN0114200000116001501) выразившиеся в нарушении статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ООС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0114200000116001501.
Согласно жалобе и дополнения к жалобе документация на проведение ЭАN0114200000116001501 не соответствует требованиям законодательства. В частности, имеются следующие нарушения:
1) Не указаны ГОСТы, которым должен соответствовать предлагаемый к поставке товар.
2) В техническом задании установлено, что необходим к поставке при выполнении работ песчано-гравийной смеси с группой щебня "2 и более", что по мнению заявителя является нарушением правил описания объекта закупки.
3) Согласно инструкции не допускается применение слов "типа" и "тип", что по мнению заявителя вводит в заблуждение.
4) В документации установлено неправомерное требование об указании в заявке отсутствия ИНН учредителей.
5) В документации и проекте контракта указаны разные размеры обеспечения исполнения контракта (в документации и извещении - 10%, в проекте контракта 15%).
Представители Уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что документация по их мнению составлена в соответствии с требованиями законодательства. Техническое задания составлено в соответствии с действующими ГОСТами, при этом требуется соответствие поставляемого товарам ГОСТам, причем указание конкретных ГОСТов не требуется, так как достаточно декларирования о соответствии предлагаемого поставке товара. Согласно инструкции не допускается указания слова "типа" в заявке, применительно указания о недопустимости слова "тип" в заявке представитель Уполномоченного органа пояснил, что допущена техническая опечатка (не дописана буква "а"). Касательно декларирования отсутствия ИНН учредителей в заявке представитель Уполномоченного органа пояснил, что на данном основании заявки участников не будут отклонятся, так как ИНН учредителей указывается при наличии. Указание разных размеров обеспечения исполнения контракта представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что это также является следствием опечатки. В техническом задании при описании песчано-гравийной смеси с группой щебня "2 и более" нарушения правил описания объекта закупки, по мнению представителей Заказчика и Уполномоченного органа нет, так как к поставке требуется одна из групп щебня, которая не ниже второй группы (2, 3, 4 и 5).
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе в числе прочего должна содержать описание объекта закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе рассмотрения жалобы комиссия правления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы касательно нарушения правил описания объекта при описании песчано-гравийной смеси и касательно указания требования о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТов без указания самих ГОСТов в документации. В частности, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность указания государственных стандартов (ГОСТов) в документации, а лишь установлена обязанность соответствия технического задания государственным стандартам. Кроме того, касательно необходимости поставки при выполнении работ песчано-гравийной смеси с группой щебня "2 и более" Комиссия Управления также не усмотрела нарушений, так как из технического задания следует, что достаточно поставки щебня с группой не ниже второй.
2. Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Согласно инструкции по заполнению заявки установлено следующее: не допускается указание слова "типа" применительно к предлагаемому к поставке товару (например: тип ТМЛ, типа ТК и т.д.).
Данное положение инструкции по заполнению заявки по мнению Комиссии Управления не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в частности положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как без употребления слова "тип" (например - асфальтобетонная смесь) подготовить заявку под техническое задание не представляется возможным. Данное обстоятельство также подтверждается и представителем Уполномоченного органа, согласно пояснений которого указание о невозможности указания слова "тип" в заявке является технической ошибкой (опечаткой).
3. В силу пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Указание в документации о необходимости декларирования в заявке об отсутствии ИНН учредителей Комиссия Управления нарушений не усмотрела, так как указание данного ИНН необходимо лишь при его наличии.
4. Согласно статьи 64 Закона о контрактной системе документация о проведении закупки должна содержать в числе прочего размер обеспечения исполнения контракта.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Установление в документации (извещении) и проекте контракта разных размеров обеспечения исполнения контракта является нарушением статей 65 и 96 Закона о контрактной системе, вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сегмент СТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 64 и 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику предписание о внесении изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
М-Б.М.Осканов
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 27 октября 2016 г. N 178
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016