Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 9 ноября 2016 г. N 193
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии:
М.М. Халмурзиев - главный специалист-эксперт Управления;
И.М. Хамчиев - главный государственный инспектор Управления;
в присутствии представителя от заказчика - ФГБУ "Управление "Ингушмелиоводхоз" - Дахкильгова Х. (доверенность) (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей заявителя жалобы - ООО "СТРОИИНВЕСТ" (далее - Заявитель) - о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений ходатайств не поступало;
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N 0314100004816000014 (далее - ЭАN0314100004816000014) выразившиеся в нарушении статей 64 и 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0314100004816000014.
Согласно жалобе документация на проведение ЭАN0314100004816000014 не соответствует требованиям законодательства. В частности, имеются следующие нарушения:
1) Установлен неправомерный способ обеспечения заявки на участие в аукционе - установлена возможность обеспечения заявки банковской гарантией.
2) Нарушен порядок дачи разъяснений положений документации - в ответе на запрос о разъяснении положений документации не указан текст запроса.
3) В нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" не установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.
4) Нарушены правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе путем установления требований к товару (материалу), используемому при выполнении работ, влекущих ограничение количества участников закупки (установлены излишние требования к товару, нее являющегося предметом закупки).
Представитель Заказчика пояснил, что документация по его мнению составлена в соответствии с требованиями законодательства.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Согласно статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать в числе прочего сведения о обеспечении заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Вместе с тем, частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Однако, в документации в разделе "Порядок внесения денежных средств в качеств обеспечения заявок" указано, что обеспечения заявок допускается перечислением денежных средств или банковской гарантией, что является нарушением части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе, вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности первого довода жалобы.
2. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что ответе на запрос, размещенном в ЕИС, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе отсутствует текст запроса, вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу о обоснованности второго довода жалобы.
3. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при проведении закупки на строительство с ценой контракта более десяти миллионов рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ.
Установлено, что в общей части документации в пункте 12.2 установлены соответствующие требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" с отсылкой на информационную карты документации.
Соответствующее требование установлено в пункте 1.5.5.1, на который отсылает пункт 3.2.1.2 документации, где указаны требования к содержанию второй части заявки на участие в обжалуемом аукционе, вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Также, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Однако, в техническом задании обжалуемого аукциона по ряду позиций (например: вода для поливки рабочих швов. Максимальное допустимое содержание, мг/л растворимых солей >500; максимальное допустимое содержание, мг/л ионов SO42- <700; максимальное допустимое содержание, мг/л ионов Cl- >300; максимальное допустимое содержание, мг/л взвешенных частиц <400; общее содержание в воде ионов натрия и калия в составе растворимых солей не должно превышать 2000мг/л; максимальное содержание в воде, мг/л сахаров >70; бетон тяжелый - содержание в крупных заполнителях зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должно быть более 30%, магнетит не более 10%, гидрооксиды железа не более 10%, апатит не более 10%, нефелин не более 10%, фосфорит не более 10%, объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси, % >3. Содержание условно закрытых пор в бетоне, % >2, водоцементное отношение >0,3 и т.д.) указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара (описание предмета закупки) влекущих ограничение количества участников закупки. В частности, указаны требования к химическому составу материала, который в свою очередь не является предметом закупки, а является лишь материалом, используемым при выполнении работ по предмету закупки, что является нарушением статей 64 и 33 Закона о контрактной системе. Аналогичная позиция изложена также и в письме ФАС России от 01.07.2016г. NИА/44536/16, согласно которого требования заказчика подробно описать в заявке химический состав товара (его компонентов) является ограничением количества участников закупки.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки (в частности при описании товара (материала), используемого при выполнении работ - бетона тяжелого, по ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" - магнетит, гидрооксиды железа, апатит не более, нефелин, фосфорит - по отдельности 10%, в сумме 15 %, в то время как согласно технического задания не более 10%) установлены параметры материала, не соответствующие характеристикам ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 64, 65 и 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание о внесении изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
М.М. Халмурзиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 9 ноября 2016 г. N 193
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2016