Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 7 ноября 2016 г. N 187
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии:
М.М. Халмурзиев - главный специалист-эксперт Управления;
И.М. Хамчиев - главный государственный инспектор Управления;
в присутствии представителей от уполномоченного органа - Администрации г. Назрань - Умарова М.Б. (доверенность от 16.08.2016) (далее - Уполномоченный орган);
в отсутствии представителей заявителя жалобы - ООО "СТРОИИНВЕСТ" (далее - Заявитель); заказчика - Территориальный исполнительный орган местной администрации г. Назрань в Центральном административном округе (далее - Заказчик) - о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений ходатайств не поступало;
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Уполномоченного органа и заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0314300002416000068 (далее - ЭАN0314300002416000068) выразившиеся в нарушении статей 64 и 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ООС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0314300002416000068.
Согласно жалобе и дополнения к жалобе документация на проведение ЭАN0314300002416000068 не соответствует требованиям законодательства. В частности, имеются следующие нарушения:
1) В нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" не установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.
2) Сокращен срок подачи заявок на участие в торгах.
Представители Уполномоченного органа пояснил, что документация по его мнению составлена в соответствии с требованиями законодательства. Дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ установлены в общей части документации информационной карте документации. Срок подачи заявок, по мнению представителя Уполномоченного органа также не сокращен.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о контрактной системе Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при проведении закупки на строительство с ценой контракта более десяти миллионов рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ.
Установлено, что в общей части документации в пункте 12.2 установлены соответствующие требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" с отсылкой на информационную карты документации.
Соответствующее требование установлено в пункте 32 информационной карты документации в требованиях к содержанию второй части заявки на участие в обжалуемом аукционе, вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности второго довода жалобы.
2. В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Установлено, что согласно извещения о проведения обжалуемой закупки дата и время начала подачи заявок -17.10.2016 15 часов 36 минут; дата и время окончания подачи заявок - 31.10.2016 - 09 часов 00 минут, то есть Уполномоченным органом в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе сокращен срок подачи заявок размести извещение и документацию о проведении закупки за полных тринадцать дней до даты окончания срока подачи заявок. На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что второй довод жалобы обоснован.
3. Также, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Однако, в техническом задании обжалуемого аукциона по ряду позиций (например песок: минералого-петрографический состав песков (преобладающее содержание): кварц 54,09 - 68,54 %, гранит 10,31 - 13,83 %, полевой шпат 7,07 -7,97 %, известняк 6,13 - 7,96 %, доломит 0-2,91 %, кремнистые породы 1,24 - 1,98 %, кварцит 0,21 - 0,39 %, слюда 0-0,63 %, песчаник 0,05 - 0,92 %, сланец, гнейс 0-0,38 %, глауконит 0-0,18 %, гидроокислы железа 0,04 -0,25 %, гидроокислы рудные 0,07 -0,27 %, акцессорные минералы 0,26 -- 0,56 %.) указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара (описание предмета закупки) влекущих ограничение количества участников закупки. В частности, указаны требования к химическому составу материала (песка), который в свою очередь не является предметом закупки, а является лишь материалом, используемым при выполнении работ по предмету закупки, что является нарушением статей 64 и 33 Закона о контрактной системе. Аналогичная позиция изложена также и в письме ФАС России от 01.07.2016г. NИА/44536/16, согласно которого требования заказчика подробно описать в заявке химический состав товара (его компонентов) является ограничением количества участников закупки.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение статей 64, 63 и 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику предписание о внесении изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
М.М. Халмурзиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 7 ноября 2016 г. N 187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2016