Резолютивная часть решения объявлена 02.05.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 06.06.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Гахаев Д.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - организатора совместного аукциона БУ РК "Городская поликлиника" - Ишкеев Д.Н. (доверенность N б/н от 27.05.2016г.);
Уполномоченный орган - Министерство экономики и торговли РК - Максимов Л.Ю. доверенность N ЭБ-05-8-00646 от 01.03.2016г.;
в отсутствии представителя заявителя ООО "МедЦентрПоставки";
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "МедЦентрПоставки",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 26.05.2016г. поступила жалоба от ООО "МедЦентрПоставки" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия 7 Заказчиков Бюджетных учреждений (далее - Заказчик) при проведении совместного электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер N 0105200000216000510).
Заявитель указывает, что Заказчик согласно даче разъяснений положений аукционной документации, внесет изменения в документацию. По состоянию на 26 мая 2016 года изменения в аукционную документацию внесены не были, тем самым была нарушена ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 27 мая 2016 г. рассмотрение жалобы назначено на 09 часов 00 минут 01.06.2016 г., а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "МедЦентрПоставки".
31 мая 2016 года поступило ходатайство от Заявителя ООО "МедЦентрПоставки" о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя Заявителя.
01 июня 2016 года состоялось рассмотрение жалобы ООО "МедЦентрПоставки". В связи с необходимостью изучения материалов дела, комиссия взяла перерыв на 02 июня 2016 года на 10 часов 00 минут.
02 июня 2016 года состоялось рассмотрение дела по жалобе ООО "МедЦентрПоставки, в том же составе.
Представитель государственного заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Уполномоченный орган поддержал доводы Заказчика в полном объеме.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
1. 10.05.2016 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105200000216000510 о проведении совместного электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 034 774 (четыре миллиона тридцать четыре тысячи семьсот семьдесят четыре) рубля 38 копеек.
Заказчики - БУ РК "Республиканская больница им.Жемчуева", БУ РК "Городская поликлиника", БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи", БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", БУ РК "Станция скорой медицинской помощи", БУ РК "Республиканский онкологический диспансер им.Тимошкаевой", БУ РК "Перинатальный центр им.О.А.Шунгаевой".
Организатор совместных торгов согласно Соглашению о проведении совместного электронного аукциона от 11 апреля 2016 года - Заказчик БУ РК "Городская поликлиника".
Дата и время срока окончания подачи заявок (время местное) - 27.05.2016 г. 08:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 30.05.2016 года.
В соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системы, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно представленным материалам Заказчика, комиссия установила, что 19 мая 2016 года Заказчику от Оператора электронной площадки поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации с просьбой о внесении в нее изменений, на что Заказчиком был направлен ответ, что в документацию по электронному аукциону будут внесены изменения.
23 мая 2016 года Уполномоченным органом был размещен ответ на запрос о разъяснении положения аукционной документации от 23 мая 2016г, где Заказчик указывает что изменения в документацию будут внесены, следовательно, крайний срок на изменение истек 25 мая 2016 года.
По состоянию на 26 мая 2016 года Заказчиком изменения в документацию внесены не были, тем самым Заказчиком нарушена ч.6 ст.65 Закона о контрактной системы.
2. В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была проведена внеплановая проверка данной закупки и установлено следующее:
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системы, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.42 Закона о контрактной системы, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация в том числе:
ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
На основании данной нормы Закона принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которое содержит перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссией установлено, что в извещении и в документации Заказчика не установлены ограничения участия в определении поставщика в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102. Вместе с тем, не все медицинские изделия в составе объекта закупки включены в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 102. В указанный Перечень входят шприцы ОКПД2 32.50.13.110, а такие изделия как система для вливания инфузионных растворов, система для переливания крови, скальпели, скарификаторы-копье, внутривенный катетер и магистраль удлиненная в указанном Перечне отсутствуют.
Таким образом, Заказчик, включив в состав одного лота медицинские изделия, включенные и не включенные в Перечень, и не установив ограничение участия в определении поставщика документации аукциона, установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом нарушает п.4 ст.42 Закона о контрактной системы.
3. В п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы, содержится положения о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, а также не должно включать в себя требования, которые могут повлечь за собой ограничения количества участников закупки (за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки).
При этом в Закона отсутствуют нормы, регулирующие порядок формирования предмета закупки (лота) из чего следует вывод, что Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов, правом выставления предмета закупки единым лотом, а также правом определения его содержания.
Вместе с тем в ст.8 Закона содержится запрет на совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2016 г.N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, а также аукционной документацией, утвержденной Заказчиком, объектом закупки являются изделия медицинского назначения. Согласно аукционной документации Заказчик объединил в один лот шприцы, система для вливания инфузионных растворов, система для переливания крови, скальпели, скарификаторы-копье, внутривенный катетер и магистраль удлиненная.
Вместе с тем, указанные товары являются различными по своим функциональным характеристикам и имеют различные технологические особенности. Так, шприцы используются для введения внутримышечных и внутривенных инъекций; скальпели предназначены для рассечения мягких тканей в хирургической и смежной практике; системы для вливания инфузионных растворов предназначены для внутривенного введения инфузионных растворов, переливания крови и кровезаменителей; скарификаторы-копье медицинский инструмент, с помощью которого выполняется насечка на коже для сдачи анализа капиллярной крови; внутривенный катетер используется для ввода лекарственных препаратов прямо в кровь.
При этом, как считает Комиссия Калмыцкого УФАС России, при выполнении ряда медицинских процедур использование в одной технологической взаимосвязи этих товаров не требуется. Из этого следует, что производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность и осуществление функций других товаров,
В соответствии с Письмом ФАС России от 17.10.2014 года N ИА/42194/14 "О направлении разъяснении ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации" принадлежность товара к одному классификационному коду не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров, так как функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара. При этом "взаимозаменяемыми товарами" следует понимать товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам. Из этого следует, что не взаимозаменяемые товары образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты. Участие в торгах производителей (или их представителей) определенных видов медицинских изделий при объединении в один лот рассматриваемых товаров будет затруднительным, поскольку потребует приобретения товара другой линейки у иных хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению количества участников закупки. Доказательств наличия нескольких поставщиков, способных поставить продукцию, соответствующую требованиям аукционной документации, Заказчиком не представлено.
На основании изложенного, Комиссия Калмыцкого УФАС России пришла к выводу, что Заказчиком объединены в один лот товары, технологически и функционально не связаны между собой, что является нарушением ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции.
Данный довод подтверждается судебной практикой, а именно Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010г.N 15АП-4935/2010 по делу N А32-3155/2010, оставленным без изменений при обжаловании в кассационной инстанции (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2010г. по делу N А32-3155/2010).
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МецЦентрПоставки" - обоснованной.
2. Признать Заказчика БУ РК "Городская поликлиника" нарушившим п.4 ст.42, ч.6 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Признать Заказчика БУ РК "Городская поликлиника" нарушившим ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2016 г.N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
6. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по антимонопольному законодательству.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Гахаев Д.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 2 июня 2016 г. N 08-10-36
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016